Зульфия Волгина
Информационные технологии как один из методов активизации речевой деятельности у неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время наблюдается увеличение детей, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Кого же можно назвать «неговорящим», «безречевым» ребенком? Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, независимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения. Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами по которым передаётся информация.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Неговорящие дети
- Неговорящие дети. Конспекты
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного). Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.
Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
В современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
Использование информационных технологий в работе с неговорящими детьми должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. В работе на компьютере должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий – все это имеет значение для развития у него логического мышления. У неговорящих детей отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции. Использование компьютера в работе с детьми является дополнительным стимулом для преодоления этих нарушений.
Визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов, позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координационная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Развитие вербальной памяти и внимания, словесно – логического мышления, создают предпосылки для коррекции у дошкольников компонентов языковой системы.
Для реализации задач логопедической работы с безречевыми детьми я использую следующие виды информационных технологий :
специальные коррекционные логопедические программы,
адаптированные развивающие и обучающие программы, компьютерные игры для дошкольников,
учебные авторские презентации с логопедических сайтов интернета и собственные разработки,
фотоальбомы, анимационные заставки, картинные учебные пособия,
отдельные слайды, специально подготовленные к занятию.
Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы. Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение, добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие звуки, эмоционально отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом, решается более динамично, эффективно.
Особенности игровой деятельности неговорящих детей должны учитываться при выборе компьютерных игр для них. В игре дети с речевыми нарушениями требуют частой смены раздражителей, их игровая деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательном руководстве ею. Неговорящим детям легче выполнить задание, если оно предлагается наглядном, невербальном плане. При использовании компьютерных программ в работе с неговорящими детьми необходимо подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции. В рамках компьютерной программы ребёнок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность, развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца. Использование компьютерных технологий в логопедической работе позволяет незаметно для ребёнка дошкольного возраста осуществить переход от игровой деятельности к учебной.
При формировании лексикона у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы:
- Словарь ребёнка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе.
- Многократное повторение нового слова. Как показали исследования, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребёнка закрепится самостоятельное употребление этого слова.
- Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности. Расширение и обогащение словарного запаса происходит за счё т усвоения знаменательных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие ребёнку этого возраста темы.
В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для преодоления и коррекции недостатков речи. Современные технологии позволяют добиваться повышения качества коррекционной работы с безречевыми детьми, поэтому их использование просто необходимо.
Важно понимать, что использование только одного направления использования смарт-технологий не решит всех проблем коррекционной педагогики. И, главное, не заменит живого общения с педагогом. Использование компьютерных технологий требует серьезной длительной подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию. Но полученный желаемый результат оправдывает все потраченные усилия.
Литература:
1. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями : начальные этапы работы// Особый ребё нок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. –М. : Центр лечебной педагогики,1999. –Вып. 2 -44–52с. 3
2. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребё нка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М. : Просвещение, 1987.
3. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47-55.
5. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М, 1977
6. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6
7. Сударикова С. А. Организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий обучения. / Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической
конференции. 2008 года. Часть 2.-М. -с. 505–510