Ольга Юшина
Предметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования
▼ Скачать + Заказать документы
«Предметно-игровая среда 1 младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования»
(Из опыта работы)
Составила воспитатель 1 младшей группы
МДОУ № 28 «Петушок»
Юшина О. В.
В последнее время сохранение здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой, укрепления здоровья не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Многолетние исследования психологов подтверждают необходимость начинать эту работу с дошкольного возраста. Но ребенок довольно долго, зная правила, не выполняет их. Психологи говорят лишь о создании предпосылок для осознанного отношения к здоровью в этот период жизни. Для того чтобы такие предпосылки сложились, ребенку необходимо овладеть «общей произвольностью своего поведения» (Л. С. Выготский) «подчинением мотивов своих действий» (А. Н. Леонтьев, что достигается в процессе овладения детьми правилами подвижных и других видов игр. Для этого необходима целенаправленная систематическая работа по формированию осознанного отношения детей к здоровью.
Публикация «Предметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» август 2020
Дошкольное образование призвано обеспечить и создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья, гармоничного физического и целостного развития личности каждого ребенка. Поэтому. о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. В связи с этим особая роль в нашей группе отвозится правильно организованному физическому воспитанию.
Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).
Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.
Действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их. Например, ребёнок берёт обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берёт зайку, мишку и т. д. и опять кладёт их в свой "домик" и т. д. Другой ребёнок может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из верёвки, скакалки дети могут также соорудить дом (выложить на полу круг, построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя такие действия, как перешагивание, подлезание.
Со своей стороны мы стараемся находить рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия.
Двух-трехлетние дети любят выполнять поручения взрослых, поэтому мы стараемся чаще привлекать малышей к расстановке и уборке пособий. Всячески поддерживаем интерес детей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (внесение нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием).
На третьем году жизни продолжается развитие основных движений (ходьбы, бега, лазания и ползания, бросания, главным образом в направлении улучшения их качества — все большей согласованности и умения управлять своими движениями в играх, упражнениях и самостоятельной деятельности в соответствии с окружающими условиями. Большое внимание мы стараемся уделять улучшению координации движений, развитию движений пальцев и кистей рук. Заботимся о формировании осанки детей, укреплении мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног и стоп. Необходимо помнить, что дети в возрасте до 3-х лет отличаются повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью. Они очень подвижны, но быстро устают от однообразных движений, не могут без перерыва долго ходить или бегать. Чрезмерно активных малышей нужно сдерживать, умело переключая их на спокойные упражнения и игры.
При обучении общеразвивающим упражнениям мы сначала называем новое упражнение, затем предлагаем ребенку принять нужное исходное положение. По ходу объяснения выполняем упражнение вместе с малышом. Ребенок старается подражать правильному образцу. Объяснения и указания усиливают действие показа. Наша задача помочь ребенку правильно занять исходное положение, в основных элементах добиваться сходства с образцом. Во время выполнения упражнений мы подбадриваем ребенка, положительно оцениваем его старания, по ходу терпеливо и ненавязчиво устраняя ошибки. Упражнения должны быть простыми, выполняться без интенсивного мышечного напряжения, с незначительной амплитудой движений. При составление комплексов упражнений стараемся объединять их одним сюжетом («самолеты», «игрушки» и т. д.).
Утренняя гимнастика
Важное место в режиме физической активности ребенка третьего года жизни должна занимать утренняя гимнастика, направленная главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, Утреннюю гимнастику мы проводить ежедневно в течение 4 — 5 минут. Упражнения стараемся подбирать доступные малышам, лучше включать уже ранее освоенные движения;
Мы стараемся избегать однообразных упражнений.
Следует наблюдать за правильным дыханием детей; дышать нужно через нос и не задерживать дыхание при выполнении любого упражнения;
Чаще всего, мы проводим утреннюю гимнастику в виде подвижной сюжетной игры, в которую включаются 3 — 4 физических упражнения имитационного характера.
На третьем году жизни у ребенка еще недостаточен опыт самостоятельной ходьбы, движение рук иногда отсутствуют или бывает несогласованным с движением ног. Эти особенности ходьбы малышей нельзя считать ошибкой, так как они зависят от анатомических особенностей развития ребенка и недостаточного двигательного опыта.
Мы следим, чтобы при ходьбе ребенок смотрел не под ноги, опуская голову вниз, а вперед; приучаем детей ноги не тянуть по земле (шаркать, а поднимать выше (задания с перешагиванием линий, кубиков, веревок, лент и т. д.); подсказываем детям, что во время ходьбы надо свободно двигать руками. При этом нельзя требовать от малышей точной и ритмичной координации движений.
Для малышей третьего года жизни бег является одним из основных видов передвижения. Наша задача — бегать вместе с ребенком, показывая, что надо бегать легко, чередуя взмахи рук, при этом не следует обращать внимание малыша на качество его бега (ребенок бегает как может, как ему удобно). Мы обучаем ребенка бегать в определенном направлении, используя игры «Догони мяч», «Принеси игрушку». Обязательно организовываем бег, чередуя его с ходьбой, меняя темп бега.
В нашей группе оборудован физкультурный уголок где всё оборудование находится в легко доступных для детей местах. Большое значение мы стараемся уделять организации развивающего пространства и развивающей среды в группе и поэтому в достаточном количестве у нас имеются-
разнообразные погремушки с ручками, кольца, флажки цветные, кубики, платочки, ленты длиной 25 — 30 см, короткие шнуры, обручи (диаметрами 50 см). кегли, шары, мячи маленькие и средние,разнообразные игрушечные тележки, каталки, коляски,машины, широкие обручи, которые следует катать или догонять.
Дуги, кресла-качалки, ящики для влезания, массажные коврики, ребристые доски, мешочки с грузом для метания (весом 150 — 200 г, мячи (диаметрами 60 — 80 мм, 100 — 120 мм, 200 — 250 мм, кегли, фигурки на шнурках, мячи на резинках.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. В игре малыши упражняются в ходьбе, беге, подпрыгивании, перепрыгивании, ползании, влезании и слезании, метании и т. д.
В работе с детьми мы применяем игровые упражнения, не имеющие правил и сюжета, содержащие практически все виды основных движений: «Перешагни через палку», «Проползи под дугой», «Целься вернее» и др. В сочетании, чередовании и дополнении к игровым упражнениям мы используем сюжетные подвижные игры: самолёты, птички, солнышко, зайки, и т. д. У детей в этом возрасте наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому правила в играх предусматривают смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом.
Организуя подвижные игры с малышами, мы обязательно учитываем характер предшествующей и последующей деятельности в режиме дня. Так, например, игры большой подвижности («Кошки-мышки», «Быстрее и медленнее», «Лягушки» и т. д.) не должны проводиться перед дневным сном детей, а также после приема пищи. Во время прогулки нужно учитывать и погодные условия. Например, в жаркую летнюю погоду предпочтение следует отдавать играм малой и средней подвижности («Катаем мячи», «Найди зайку», «Улитка» и т. д.).
Всесторонне развивают детей, активизируют двигательную деятельность, укрепляют здоровье, закаливают организм игры и упражнения на свежем воздухе.
Во время прогулки мы включаем в нее упражнения и игры с использованием природных условий: перепрыгнуть через канавку, пройти по тропинке, кинуть вдаль или в цель шишку или желудь, влезть на пенек и спуститься с него, провезти санки между деревьями, найти игрушку, спрятанную за кустом и т. д.
На каждый день недели мы планируем игры и упражнения разного содержания и характера. Это позволит обеспечить разностороннее развитие малышей, не забываем мы и о том, что игры и упражнения необходимо регулярно повторять, чтобы закреплять двигательные навыки и развивать физические качества.
Важное значение мы уделяем самостоятельной двигательной деятельности детей в течение дня. У ребенка на третьем году жизни большая потребность в движениях. Чтобы движения не были случайными и бесцельными, необходимо целенаправленное руководство взрослого: поэтому своевременно стараемся предлагать интересную для ребенка деятельность, периодически ее корректируя. Для активизации самостоятельной двигательной деятельности мы создаём соответствующие условия в группе и во время прогулки. С этой целью у нас имеется достаточное количество мелких и крупных физкультурных пособий, игрушек и инвентаря.
Целесообразно использовать игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия ребенка (различные каталки, коляски, а также мячи и шары, удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания и т. д, пособия, побуждающие детей к движению (горки, лесенки, скамейки, и другие приспособления, на которых дети упражняются под руководством взрослого в ползании, лазании, подлезании, перешагивании и т. п.