Нина Мороз
Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема
«Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.
Цель деятельности педагога:
Темочки:
- Игрушки. Конспекты занятий
- ИЗО. Образовательные технологии
- Инженер, изобретатель. Знакомство с профессией
- Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков в условиях опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
-продолжать знакомить с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования;
-повышать профессиональную компетенцию педагогов;
-познакомить с формами работы в исследовательской, экспериментальной, изобретательской деятельности;
-формировать творческий коллектив педагогов – единомышленников;
-развивать творческую инициативу педагогов по опытно – экспериментальной деятельности;
-показать технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек.
Участники мастер – класса:
- ведущий мастер – класса воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ центр развития ребенка – детский сад №31 Мороз Нина Викторовна
- студенты заочного отделения ГАПОУ КК ЛСПК.
Материалы:
Теоретические – презентация с материалами по теме мастер – класса, памятки для педагогов.
Практические - очки разных цветов (красные, синие, жёлтые, шляпа для «профессора»; воздушные шары, гайки, монеты, пуговицы; три ведра с водой, пластиковые трубки разного диаметра, пластиковые бутылки с обрезанным дном, без пробок; крупы, фасоль, горох, пластмассовые ёмкости разной величины, мультимедийный проектор.
Планируемые результаты развития профессиональной компетенции педагогов:
- активное участие в обсуждении путей изготовления звуковой игрушки из различных предметов;
- взаимодействие друг с другом;
- проявление интереса к поисково – исследовательской деятельности;
- поддержка педагогов в условиях внедрения ФГОС.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Слайд №1
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулку и сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем. Проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются на долго.
Слайд №2.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
На сегодняшний день в педагогической среде и в частности в дошкольной, много внимания уделяется познавательно-исследовательской деятельности. И для многих педагогов не совсем понятна важность этой деятельности в развитии дошкольников.
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?
Слайд №3.
На эти вопросы мы – педагоги постоянно ищем ответы. Изучаем наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Сегодня мы вместе попытаемся сделать ещё один шаг навстречу пониманию и принятию ФГОС. Нормальной реакцией на все новое является его не принятие сначала, но разобравшись можно отметить большое количество положительных сторон. И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, попробуем в этом разобраться.
2. Вводная часть
Слайд №4.
Расскажу я вам сказку, которую нашла в интернете, спасибо автору за креативное мышление. Эта сказка поможет мне показать вам технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек.
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог- новатор. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.
Слайд №5.
Как-то раз сидел Педагог под дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц, и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал педагог, как же ему сотворить диво – дивное, чудо – чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее. Но тут собрались над дубом тучи, подул ветер перемен и принёс ФГОС. Не испугался педагог этих перемен, не растерялся. А только много вопросов возникло у него к ФГОС.
Слайд №6.
А ФГОС отвечает: опыта и знаний у тебя достаточно. Вот тебе в помощь чудо чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса, клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает, очки дивные – креативные, что позволяет рассмотреть вопросы сложные, посмотреть на всё другими глазами-глазами исследователя, экспериментатора.
Слайд №7
Педагог развернул свиток новшеств, прочитал принципы необычные. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? В каком направлении ему идти? Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу.
Слайд №8.
Бросил его перед собой и отправился в путь. Идёт задумчивый, ещё больше сомнений и различных вопросов возникло у педагога. Долго ли, коротко ли шёл педагог, и встретились ему дивные образовательные области.
Слайд №9.
И спрашивают Образовательные области: «О чём задумался, какие сомнения тебя гложут?»
Отвечает педагог: «Да вот, думу думаю, как научить детей смотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора, изобретателя?»
Образовательные области отвечают: «А в этом тебе помогут очки дивные – креативные!
С их помощью можно отправиться в страну ДОКОРУПО.»
«Что же это за страна?» - спрашивает педагог.
Отвечают образовательные области:
Даже сквозь самую сильную лупу
Глупо на карте искать ДОКОРУПО,
Поскольку великая эта страна
На карту не может быть нанесена.
В ту страну не идут поезда
И самолет не летает туда,
Но если всмотреться внимательным взглядом
Во все, что находится рядом,
То не придется дорогу искать
В страну ДОКОторойРУкоюПОдать.
Слайд №10.
3. Основная часть
И сказал Педагог:
-Много я узнал, интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, все одному не осилить. Предлагаю вам, мои уважаемые коллеги, отправиться всем вместе в страну ДОКОРУПО, в которой мы узнаем, как научить детей изобретать, экспериментировать, исследовать!
-Давайте возьмем очки дивные – креативные. (Выбирают очки разных цветов, по желанию и одевают.)
- Если вы не против, возьмемся за руки и скажем волшебные слова «Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади!» (Три раза повторяют)
Слайд №11.
Педагог надевает шляпу:
- Здравствуйте, я профессор исследовательских наук, приглашаю вас в свою лабораторию. Свое рабочее место вы определите по цвету ваших очков.
Участники в красных очках подходят к столу, на котором находятся следующие предметы: воздушные шары, гайки, монетки.
Участники в синих очках подходят к столу, на котором находятся следующие предметы: три ведра с водой, пластиковые трубки разного диаметра, пластиковые бутылки с отрезанным дном, без пробки.
Участники в желтых очках подходят к столу, на котором находятся следующие предметы: крупы, фасоль, горох, баночки, футляры из – под киндер- сюрпризов разной величины.
- Тема нашего исследования: «Изобретение звуковой игрушки из различных предметов».
В действиях с различными предметами всегда что-то происходит, иногда интересное и неожиданное.
В формуле изобретения это называется положительным эффектом, в играх или экспериментировании – игровым моментом. Сегодня каждая группа исследователей будет изобретать звуковую игрушку. Давайте произведем с предметами различные действия и придумаем звуковую игрушку и назвать ее.
Участники в синих очках проверяют, что будет происходить, если пластмассовую трубку, или бутылку опускать в воду с различной скоростью (быстро, медленно, если по ней постучать и т. д. Делают вывод, что появляется звук, чем быстрее опускать и вынимать трубку, тем звук сильнее, он похож на музыку.
Участники в красных очках в воздушные шары помещают гайки и монеты, надувают шар, вращают в разных направлениях. Делают вывод, что чем быстрее вращается шар, тем сильнее издается звук. Звук похож на музыку.
Участники в желтых очках наполняют различные емкости крупой, фасолью, горохом. Делают выводы, что получаются различные шумовые звуки.
Каждая группа презентует свое изобретение и его название.
Слайд №12.
- А сейчас я предлагаю все наши изобретения объединить в единый звуковой оркестр.
Все участники объединяются и играют на своих изобретенных звуковых игрушках русскую народную мелодию.
Спасибо ФГОС за свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса, за клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов нам показал, за очки дивные - креативные, что позволили посмотреть на все другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора.
4. Заключительная часть
- При организации детской экспериментальной, изобретательной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребенку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдет в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А нам взрослым необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям!
Слайд №13.
Известный психолог П. П. Блонский сказал: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».
Но большого и ценного опыта можно добиться только совместным трудом, помогая друг другу.
5. Рефлексия
Слайд №14.
На экране и на мольберте вывешиваются рисунки чемодан, мясорубка, корзина.
Чемодан – информацию буду использовать в работе с детьми.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – мне это не нужно, выброшу.
Участники подходят анализируют и прикрепляют стикеры к рисункам.
Слайд №15.
Благодарю за участие. Спасибо за внимание!