Наталья Веселова
Индивидуальный план по самообразованию «Игра как средство развития личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В. А. Сухомлинский.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Публикация «Индивидуальный план по самообразованию „Игра как средство развития личности дошкольника“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.
Одна из задач дошкольного образовательного учреждения заключается в создании гармоничных условий развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психических, физических и возрастных особенностей и желания получать все новые знания в той или иной области. Родители считают, дети с высоким уровнем интеллекта должны раскрыть весь свой потенциал, однако, важно отметить, что множество разнообразных дополнительных занятий и кружков не дают ребенку возможности быть ребенком, поскольку завышенная планка родителей не оставляет детям времени на игры со сверстниками.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДО специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.
Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании. Малышам нравится и сам процесс сооружения постройки из строительного материала – или из песка, в то же время заметна радость от результатов приложенных усилий, проявления самостоятельности, фантазии. Необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях.
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения.
1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
2. Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.
3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Цель:
Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.
Задачи:
- Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.
- Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
применения игровых технологий.
- Создание условий для психологического и физического здоровья
через игровую деятельность.
- Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.
1. Ожидаемые результаты
Дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр. У детей должен развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.
2. Этапы реализации плана
2018-2019год
Этап I «Организационный»
Подбор и изучение методической литературы по теме, подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования, разработка методического материала и т. д.
Этап II «Практический»
Реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Этап III «Аналитический»
Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. (мониторинг или иными словами диагностика).
Перспективный план
№ Месяц Содержание работы Область применения в работе с родителями Область применения в работе с детьми
1 Сентябрь Изучение методической литературы
Изучение пособий:
1. Дыбина О. В. «Игровые
технологии ознакомления
дошкольников с предметным миром».
2. Жуковская Р. И.
«Творческие ролевые игры в детском саду».
Планирование работы на новый учебный год
Знакомство и анализ документации
Повысить уровень педагогических знаний.
Подбор материала
Консультация: «Роль игры в жизни ребенка»
Анкета для родителей: «Как играть с ребенком»
Подвижные и народные
игры:
«Гуси-лебеди», «Жмурки», Карусель», «Медведь и пчелы», н. и. «День и Ночь», н. и. «Капуста».
Игровой досуг: «Русские
народные подвижные
игры»
Н/П игры «Лото»
Сбор материалов в копилку «Картотека игр»
Строительная игра «Комбайн»
Проведение диагностического обследования детей на начало учебного года.
2 Октябрь Изучение методической литературы
Изучение пособий:
Тверитина Е. Н. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»
Разработка дидактического материала для игры
«Магазин»
Консультация для воспитателей: «Развитие игровой деятельности дошкольников»
Памятка для родителей: «Чему ребенок обучается в игре?»
Папка-ширма на тему: «Игры для здоровья» Вечер игр: «Весёлые игры»
НОД по ФЭМП: «Буратино учится считать»
Д/ И: «Вспомни и назови»
«Считай, делай»
С/ Р игры: «Шоферы»
«Семья»
Театрализованная деятельность «Огород»
П/ И: «
3 Ноябрь
Изучение методической литературы
Изучение пособий:
Бойченко H. A. и др.
«Сюжетно – ролевые игры
дошкольников».
Анализ и рассмотрение игры как формы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста
дидактической игры по ЗОЖ
«Будь здоров»
Подбор материала по теме.
Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок?»
Презентация на тему : «Игровая деятельность в детском саду» НОД по ПР (экологии) : «Зимующие птицы»
Д/И «Птицы»
С/ Р игры: «Больница»
«Парикмахерская»
Театрализованная игра : «Путешествие в деревню»
Строительная игра : «Постройка гаража»
П/ И: «Лягушки»
«Охотник и утки»
4 Декабрь Изучение методической литературы
Изучение пособий:
Н. В. Краснощекова
«Игры для детей
дошкольного возраста»
Изготовление дидактической игры «Продукты питания»
Интернет-ресурсы
Развитие игровой деятельности дошкольников
Работа над темой
«Классификация театрализованных игр»
Подбор материала по теме.
Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.
Родительское собрание на тему: «Игры и игрушки наших детей»
Папка-ширма на тему: «Зимние игры» С/ Р игры: «Детский сад»
«МЫ идем в гости»
Д/ И: «Назови слово»
«Найди лишнее»
Драматизация сказки: «Морозко»
Строительная игра : «Аэропорт»
П/ И: «Замри»
«Стоп»
5 Январь Изучение методической литературы
Изучение пособий:
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»
Работа над созданием методических папок.
Подбор материала.
Интернет-ресурсы
Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».
Спортивный досуг вместе с родителями «Будем спортом заниматься»
Папка-ширма на тему: «Сюжетно-ролевые игры для дошкольников с участием родителей» Досуг вместе с родителями
«Будем спортом
заниматься»
С/ Р игры: «ПОЖАРНИКИ»
«Почта»
«Школа»
Д/ И: «Профессии»
«Кем быть?»
Строительная игра : «Дом»
Театрализованная игра : «Праздник посуды»
П/ И: «Зайцы и волк»
«Сова»
6 Февраль Изучение методической литературы
Изучение пособий:
«Дидактические игры в детском саду»
Подбор и составление конспектов вечеров развлечений по играм.
Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?» Дидактические игры по обучению грамоте:
«Назови действия»
«Продолжи мое предложение»
Узнай по описанию»
С/ Р игры: «Повар»
«Магазин одежды»
П/ И: «Не попадись»
«Лиса в курятнике»
7 Март Изучение методической литературы
Изучение пособий:
Красникова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»
«Игры-забавы на участке детского сада»
Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе.
Работа над картотекой игр по ФЭМП
Подбор материала
Развитие интеллектуальных способностей.
Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка»
Папка-ширма на тему: «Весенние игры для детей» Выставка детских рисунков
«Весёлые игры»
«Моя любимая
игрушка»
НОД по ФЭМП: «Полет в космос»
Д/ И: «Соедини по точкам»;
«Построй ракету»;
Считай дальше»
«Только одно свойство»
С/ Р игры: «Библиотека»
«Почта»
8 Апрель Изучение методической литературы
Изучение пособий:
Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»
Разработка картотек:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры.
Консультация для родителей: «Игры на развитие внимания» Неделя настольных игр
«Что? Где? Когда?»
«Календарь природы»
«Лото»
«Четвертый лишний» и пр.
НОД по РР: «Страна знаний встретит нас»
Д/ И: «Вопрс-ответ»
«Взрослые и малыши»
«Чей? Чья? Чье»
«Звуковой анализ слова»
С/Р игра : «Семья»
П/ И: «Пятнашки»
«Караси ищука»
9 Май Работа над картотекой дидактических игр по речевому развитию
Наметить цели и задачи по данной теме на 2019-2020 г. г. Вечер игр: «Весёлые игры»
Консультация для родителей: «Игротека в кругу семьи» Игровой досуг
«Увлекательное путешествие в
волшебный мир игр»
П/ И: «Садовник»
Н/ И: «Дети и петух»
«Ключи»
«Заяц-месяц»
Диагностическое обследование детей на конец учебного года.
Список используемой литературы:
1. Бойченко H. A. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников»;
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
3. Бондаренко А. К., Матусик А. И., «Воспитание детей в игре»
4. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»
5. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»;
6. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»;
7. Красникова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»
8. Краснощекова Н. В. «Игры для детей дошкольного возраста»;
9. Краснощёкова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».
10. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях;
11. Усова А. П., «Роль игры в воспитании детей»