Иветта Колесникова
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
1 Прогностический этап
Пояснительная записка
Актуальность:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет по-знавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения зна-ний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний са-мостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в про-цессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Публикация «План по самообразованию „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследова-тельская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государствен-ной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организа-ции педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, им-провизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему само-образования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Цель: организовать опытно-экспериментальную деятельность с детьми средне-го дошкольного возраста и помочь раскрыть перед ними удивительный мир экспери-ментирования.
Задачи:
1. Подбор литературы по заданной теме;
2. Анализ научно-методической литературы в отношении организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ;
3. Освоение и использование методов и приемов экспериментальной деятельности в развитии дошкольников;
4. Углублять представления детей о живой и неживой природе;
5. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опы-тов;
6. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
7. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
8. Пополнение уголка познавательной деятельности.
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации: 1 год (2017-2018 уч. г)
Предполагаемый результат:
1. Изучена и проанализирована методическая литература;
2. Освоены и используются различные формы экспериментирования;
3. Дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за преде-лами конкретной ситуации;
4. Задают вопросы: Почему? Зачем? Как?;
5. Они стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
6. Дети проявляют интерес к познавательной литературе;
7. Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
8. Они пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
9. Применяют свои знания в жизни.
Теоретическая часть
Изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей среднего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.
Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается, во-первых, в ха-рактере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использо-вала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями [3].
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми сред-него дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организо-ванных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сфор-мулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, срав-ниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспи-татель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвра-щает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксировали в дневниках наблюдений.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей по-буждает воспитатель.
В группе среднего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами живой и неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно за-ниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 15 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Прово-дить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задейство-вать всех детей и результат проводимого опыта снижается [9].
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чув-ство удовлетворения от проделанной работы.
3 Аналитический этап
Список использованных источников
1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г
3. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2/ 2000 г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Приложение 1
«Картотека опытов»
Январь
Опыт 1 «Свойства воды»
Задачи: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Форма воды.
Цель: выяснить имеет ли вода форму.
Материалы: несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Процесс: в прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Вкус воды.
Цель: выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы: вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Процесс: спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Итог: вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Запах воды.
Цель: выяснить имеет ли запах вода.
Материалы: стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Процесс: спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Итог: вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Цвет воды.
Цель: выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы: несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Процесс: попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Итог: вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
Опыт 2 «Способность воды отражать окружающие предметы»
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Материалы: вода, таз.
Процесс: внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.
Итог: вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
Опыт 3 «Круговорот воды в природе»
Цель: показать, как происходит круговорот воды.
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Процесс: налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
Итог: вода при нагревании испаряется, пар поднимается в холодные слои атмосферы, где конденсируется и возвращается в виде осадков на землю.
Опыт 4 «Замерзшая вода»
Цель: : выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Процесс: перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?
Февраль
Опыт 1 «Как обнаружить воздух»
Цель: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Процесс:
1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха. Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе
Опыт 2 «Что выделяет растение?»
Цель: установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материалы: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Процесс: взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.
Итог: растения выделяют кислород.
Опыт 3 «Испарение и конденсация»
Цель: познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
Материалы: горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
Процесс: вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Итог: при нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывании из газообразного обратно в жидкое.
Опыт 4 «Свойства воздуха»
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы: ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.
Процесс: возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Итог: воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Март
Опыт 1 «Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Процесс: предлагается детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно (Луна, костер.) Предлагается детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
Игра «Свет бывает разный» — предлагается детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
Опыт 2 «Тени на стене»
Цель: показать значение света, объяснить, как появляются тени.
Материалы: настольная лампа (фонарик)
Процесс: вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т. д. Можно использовать различные предметы и игрушки.
Опыт 3 «Почему все звучит»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Процесс: игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)
Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
Опыт 4 «Как работает термометр»
Цель: Посмотреть, как работает термометр.
Материалы: уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.
Процесс: зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.
Итоги: когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.
Апрель
Опыт 1 «Может ли растение дышать»
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Процесс: взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями
Итоги: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Опыт 2 «На свету или в темноте»
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Процесс: взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Итоги: через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).
Опыт 3 «Что нужно для питания растения»
Цель: установить, как растение ищет свет.
Материалы: комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера, лейкопластырь.
Процесс: взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.
Итоги: без света питание растений не образуется.
Опыт 4 «Для чего корешки»
Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.
Материалы: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.
Процесс: дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в земле, забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.
Итоги: воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.
Май
Опыт 1 «Песок», «Мокрый песок»
Цель: рассмотреть форму песчинок, познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Материалы: чистый песок, лоток, лупа, мокрый песок, формочки для песка
Процесс: возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.
Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.
Итог: песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы, мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Опыт 2 «Дерево и его свойства»
Цель: познакомить детей со свойствами дерева, изделиями из дерева, их назначением.
Материалы: деревянные бруски, вата, ёмкости с водой, лупа.
Процесс: 1. Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок и вату. 2. Предложить рассмотреть с помощью лупы и понюхать свежераспиленные брусочки различных пород деревьев. 3. Предложите опустить в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги.
Итог: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; из дерева изготавливают мебель, строят дома и пр.
Опыт 3 «Металл и его свойства»
Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.
Материалы: канцелярские скрепки, металлические бруски, алюминий, медные монеты, медная проволока, магнит, ёмкость с водой.
Процесс: 1. Предложить детям исследовать и сравнить деревянные и металлические бруски. Поместить бруски в сосуд с водой. 2. Предоставить детям магнит и разные виды металлов: алюминий, медные монеты, медную проволоку, канцелярские скрепки и т. п. Дети проверяют на опыте свойства металлов намагничиваться.
Итог: металлические изделия твёрдые, тонут в воде, способны намагничиваться; из металла изготавливают автомобили, самолёты, монеты и пр.
Опыт 4 «Бумага и картон»
Цель: познакомить детей с бумагой (свойствами, назначением, видами). Материалы: бумага и картон, ножницы, ёмкость с водой, лупа. Описание. Процесс: - внешний вид; - смятие; - разрывание; - разрезание (сделай квадрат из прямоугольного листа); - складывание кораблика; - взаимодействие с водой (опусти бумажный кораблик в ёмкость с водой).
Итог: бумагу можно мять, складывать, разрывать, разрезать, при взаимодействии с водой, она мокнет; картон – это плотная бумага.