Воронцова Наталья
Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
“Знания только тогда знания,
когда они приобретаются усилиями
своей мысли, а не одной лишь памятью»
Л. Толстой
Развитие творческой личности – цель современного образования. Проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги и психологи. В каждодневной окружающей нас жизни "творчество” - есть необходимое условие существования, и все что выходит за пределы рутины и в чем заключается йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. В настоящее время в научной литературе сложилось представление творчества как вида деятельности, специфической для человека, которая всегда предполагала творца (субъекта творческой деятельности).
Публикация «Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника» размещена в разделах
С. И. Ожегов в словаре русского языка представляет следующую трактовку понятия «творчество» - это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей, «творческий» - созидательный, самостоятельно создающий что-либо новое, оригинальное.
У детей дошкольного возраста процесс творческой деятельности носит несколько иной характер. Так как дети не включены в процесс общественно – полезной деятельности, продукты их творчества нельзя оценивать с позиции объективной значимости. Л. С. Выготский, Н. Б. Венгер, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и другие рассматривают процесс творчества у детей с позиции индивидуального опыта каждого ребенка.
Существует достаточно психологических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок. Задача - помочь ребенку соприкоснуться с позицией творца. Педагоги и психологи полагают: творчество можно расширить следующими средствами :
Развитие базы знаний.
Хорошая подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший потенциал, из которой вырабатывается ее талант. Но представления детей дошкольного возраста об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны, однако и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.
Создание правильной атмосферы для творчества.
- создание развивающей среды, способствующей саморазвитию и развитию дошкольников;
- создание педагогом проблемных ситуаций. Создание проблемной ситуации представляется как последовательность процедур, включающих: постановку проблемной задачи, создание для ребенка проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого он овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний
Способы создания проблемных ситуаций.
1. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний и жизненного опыта.
2. Проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.
3. Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.
Основные компоненты проблемной ситуации :
1. Выделить проблему, которую надо решить.
Например, к детям старшего возраста приходит в гости игрушка Баба – Яга и приносит с собой ступу. Баба – яга объясняет детям, что ее ступа не летает и присит починить ее.
2. Предлагать возможные решения проблемы.
Воспитатель с детьми обсуждает, что ступа летать сама не может и предлагает детям объяснить почему. Воспитатель с детьми обсуждают, как можно помочь бабе – Яге.
3. Проверка всевозможных решений.
Дети приносят из дома картинки, книги, энциклопедии, игрушки транспорта, который работает на батарейках или от электрической энергии, приносят небесные фонарики, имитирующие дирижабль, макеты паровоза, ракеты. Рассказывают Бабе – яге о принципах работы транспорта: каждому транспорту надо какое–то горючее, объясняют значение слова горючее и правила обращения с горючими материалами, предлагают свои рисунки, поделки, модели транспортных средств, изготовленные детьми.
4. Делать выводы и обобщения в соответствии с результатами проверки.
Воспитатель и дети садят игрушку Баба – ягу на электрические игрушки: машину, поезд, самолет и предлагают поменять ступу на понравившийся ей вид транспорта.
К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
1 Проблема должна быть доступной пониманию ребенка. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных ребенку терминах, чтобы ребенок уяснил сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.
2 Решение проблемы должно быть посильно для ребенка. Если выдвинутую проблему ребенок не сможет решить, то это не даст должного эффекта.
3 Проблема должна заинтересовать ребенка. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
4 Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если ребенка специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у него интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.
Каждый раз, приступая к планированию работы с детьми по той или иной теме, продумываю, какую проблему я могу поставить перед детьми. Пусть ребенок пробует, ошибается, варьирует, сам приходит к результату. Предлагаю ряд проблемных ситуаций по теме «Пожарная безопасность в детском саду».
Младший возраст:
- Спичка быстро вспыхнула, огонь подкрадывается к моим пальцам. Помогите мне. Что надо сделать?
- Вы увидели на полу горящую спичку. Что делать?
Средний возраст :
- Если в помещении дым. Что делать?
- У кошки из сказки «Кошкин дом» загорелось одежда. Помогите кошке.
- Вы пришли в гости к другу и решили поджарить картофель, масло в сковороде загорелось. Что делать?
- Вы пошли на пикник и увидели малышей, которые идут впереди вас и поджигают спички. Спички падают на землю. Что делать?
Старший возраст:
- В банку с водой упала зажженная плавающая свеча. Как потушить свечу, если в банке узкое горло?
- Когда Незнайка заправлял свой автомобиль, пролил бензин на дорогу, вспыхнула спичка и бензин загорелся. Помогите Незнайке.
- Бабушка и дедушка поехали на дачу на машине и увидели горящую траву. Помогите им?
- Как поступить, если дым попадает в квартиру с лестничной клетки
- Мальчик Петя выбрал для себя профессию, где надо работать с огнем. Помогите Пете составить перечень профессий?
Методов проблемного обучения в педагогике описано много, и выбор их зависит от личности педагога. Одно, несомненно, точно – педагог сам должен быть творческой личностью. Творческое начало в ребенке может развиться лишь в творческой деятельности. При проблемном обучении деятельность педагога заключается в том, что он не преподносит детям знания в готовом виде, а учит видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, при этом предполагается сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых проблем.
Список литературы.
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
2. Глотова Г. А. Творческая одаренность личности : Проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 2012.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 22-е изд. – М. : Русский язык, 1990. – 921 с.
4. Психолого-педагогический словарь : для учителей и рук. общ. учреждений. Ростов н/Д, 2010.
5. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ под редакцией О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.