Елена Колосова
Отчет по самообразованию «Сказка, как средство развития речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Целью нашей работы было: развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки.
Публикация «Отчет по самообразованию „Сказка, как средство развития речи дошкольника“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методическую по вопросу развития речи детей раннего возраста).
-Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов.
-Систематизировать опыт работы по теме.
-Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.
-Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
-Разработать картотеки по развитию речи.
-Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.
-Разработать систему мероприятий для дошкольников на основе использования русских народных сказок.
В процессе реализации плана самообразования по данной теме нами была изучена методическая литература и проведено анкетирование родителей по теме «Развитие речи детей через сказку». В основном все родители читают ребенку книги дома регулярно и по просьбе самого ребенка, и по своей инициативе. Прочитанное обсуждают с малышом. В каждой семье у ребенка есть домашняя библиотека. В основном это сказки, рассказы и стихи. Энциклопедии есть у 25% опрошенных. По-мнению родителей, дети предпочитают слушать сказки и стихи. В библиотеку родители с детьми не ходят.
В группе был оформлен уголок «В гостях у сказки», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.
Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.
В процессе реализации плана самообразования с детьми были организованы следующие виды деятельности:
1. НОД по чтению и рассказыванию русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».
2. НОД по изобразительной деятельности: рисование «Колобок покатился по дорожке», «Козленок», лепка по сказке «Репка», аппликация «Выросла репка – большая пребольшая», «Домик для зайчика и петуха».
3. Настольные театры.
4. Игры-инсценировки.
5. Игры-драматизации.
6. Конкурс «Кто лучше всех споёт песенку мамы-козы».
7. Беседы по русским народным сказкам, целью которых было помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему.
8. Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми».
9. Дидактические игры «Из какой сказки герои?», «Разложи иллюстрации к сказке в определённой последовательности», «Сказки», игры- пазлы, кубики и др.
10. Просмотр сказок в мультимедийном варианте, прослушивание в записи известных мастеров сцены.
11. Физкультурное развлечение «Стоит в поле теремок, теремок…».
Для родителей были подготовлены консультации «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» и «Какие сказки читать детям», «Расскажи мне сказку мама!». Также для родителей был организован просмотр презентации «Мы играем» с участием детей группы (драматизация русской народной сказки «Курочка Ряба»). Привлекали родителей к изготовлению костюмов и декораций для организации с детьми игр-драматизаций.
При работе над темой самообразования нами были составлены картотеки подвижных игр и физкультминуток по мотивам русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста. Также были подобраны лучшие образцы работ художников-оформителей книг, которые работают над сказочной темой.
Результатом применения методов сказкотерапии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущее.