Ишханян Виктория
Игра-драматизация как средство развития гуманных качеств личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого - педагогические основы развития гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста
Формирование личности ребенка, воспитание у нее качеств гуманистической направленности и определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит правильное и гармоничное развитие чувств. В свою очередь этот процесс тесно связан с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему миру.
Публикация «Игра-драматизация как средство развития гуманных качеств личности дошкольника» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Анализ содержания основ воспитания гуманных качеств дошкольников требует научного рассмотрения содержания самого понятия «гуманные качества», что, в свою очередь, приводит к необходимости выделения более общей категории «гуманность».
Гуманность — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо, явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности — в актах содействия, соучастия и помощи. Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательную, эмоциональную и поведенческую компоненту, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого поведения помогающего и пр. [Головин, 1998]
Гуманность - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Иными словами, гуманность - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовность прийти ему на помощь во всех жизненных ситуациях, творить добро и противостоять злу. [Рапацевич]
Гуманность — человечность; конкретные проявления благородства, сочувствия, сострадания, заботы и любви к человеку со стороны другого лица или группы лиц. Гуманность ярче всего проявляется не тогда, когда «гуманностью заражены все», а в те времена, в тех условиях, когда объективные обстоятельства (война, националистические настроения, массовое глумление, казалось бы, вынуждают воздержаться от проявления гуманных качеств (конформизм) либо поступать антигуманно. [Лопухов].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гуманность у дошкольников следует понимать и рассматривать через понятия чувств и эмоций.
А. Б. Буракова рассматривает эмоцию как переживание, связанное с предвзятым отношением к чему-либо, зависящую от конкретной ситуации и состояния человека в данный момент, характеризуется внезапностью возникновения, быстрой изменчивостью.
Выделяют высшие эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных (социальных, нравственных, познавательных, эстетических) потребностей, например: любовь, гуманность, патриотизм; а также низшие эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей (голода, жажды и т. д.).
Отношение к эмоциям, как к психическим процессам, развитие которых происходит под влиянием социальных факторов, утвердилось в трудах Л. С. Выготского и его последователей (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, А. Н. Леонтьев). Современный взгляд на эмоцию с позиций аксиологического (ценностного) подхода к образованию позволяет определить эмоции как основу духовного развития детей, как средство трансформации в частности, ценностей.
Эмоции как внешнее проявление внутреннего мира ребенка позволяют определить его отношение к событиям, способствовать личностному становлению. Как отмечает В. Зеньковский, эмоция представляет собой специфический, исключительный знак и символ субкультуры ребенка, а детство является «золотым веком для эмоционального в нас». Именно чувства и эмоции выступают составным базисом личностной культуры дошкольника, функциональным органом индивида, ядром личности. В. Мухина отмечает, что в дошкольном возрасте дети находятся «в плену» эмоций, чувства преобладают над всеми сторонами жизни.
Гуманистическая направленность педагогики означает реальное признание неповторимости, целостности и ценности личности, её права на проявление своих особенностей и свободное развитие.
В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике общепризнанным является положение о том, что развитию личности содействует создание эмоционального благополучия. С точки зрения современной педагогики, это означает удовлетворение потребности в общении со взрослыми (родителями, воспитателями, развитие доброжелательных взаимоотношений детей, их гуманных чувств и т. п.). Научить ребенка видеть и чувствовать» людей, взаимодействовать с ними – важнейшие и сложные задачи воспитания. По мнению многих ученых-педагогов сенситивным периодом (период особой восприимчивости) для формирования гуманного поведения у детей является именно старший дошкольный возраст.
Гуманные чувства, как отмечает Ю. М. Едиханова, в старшем дошкольном возрасте становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным. Все эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в раннем дошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии.
Известные ученые-педагоги С. Русова, В. Сухомлинский, К. Ушинский отмечали, что нужно как можно раньше знакомить детей с гуманистическими понятиями, моральными представлениями, учить доброте. Гуманное воспитание достигает своего венца, когда у ребенка развивается способность страдать и переживать за другого человека, как и способность радоваться за его успех и счастье. А общение, на фоне которого зарождаются и развиваются взаимоотношения, должно существовать как «почва правды и человечности».
Одним из первых специальных исследований в области воспитания гуманного поведения у детей дошкольного возраста является научная робота Н. Цукановой, в которой определены педагогические условия формирования поведения и привычек гуманного поведения старших дошкольников. Автором сделано заключение о том, что наличие умений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию у них опыта и привычек гуманного поведения, так как дети вступают в полноценное общение, способствующее выработке деловых контактов и развитию важных личностных качеств – сопереживания, взаимопонимания, налаживания доброжелательных взаимоотношений, отзывчивости и внимания.
В диссертационном исследовании А. Б. Бураковой раскрыты те особенности ребенка-дошкольника, которые позволяют успешно развивать гуманные чувства, среди них :
1. Большая эмоциональная восприимчивость ребенка, его бурная реакция на различные жизненные события, способность испытывать чувство и настроения окружающих.
2. Выявление гуманистических чувств ребенка, главным образом, в сфере отношений со сверстниками.
3. Дети принимают и одобряют требования взрослого поддерживать доброжелательные отношения.
4. С трех лет у детей развивается потребность в доверительном отношении к взрослым и способность почувствовать его эмоциональное состояние, понять причину изменения настроения.
5. Ребенок старшего дошкольного возраста при определенных обстоятельствах способен осознать негативные стороны собственных эмоций; умеет поставить себя на место другого с тем, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения. В этом возрасте обостряется потребность ребенка в дружеских отношениях со сверстниками.
Гуманные чувства входят в состав высших чувств, по своей природе они являются моральными, социальными, духовными. При своей динамичности и изменчивости, в определенных условиях чувства могут приобрести более постоянный, более устойчивый характер. Если в жизни человека происходит повторение каких-либо обстоятельств, способствующих возникновению однородных чувств, то на этой основе проходит закрепление связей между определенной группой раздражителей и соответствующей эмоциональной реакцией – таким образом, формируется отношение.
В исследованиях Л. А. Абрамян, А. Б. Бураковой, Л. С. Выготского, М. В. Воробьевой, М. I. Лисиной, Е. Е. Шишловой, гуманное отношение рассматривается как многокомпонентное понятие, каждый элемент которого зависит от соответствующего ему гуманного чувства, подкрепленного умением человека действовать определенным образом. А. Б. Буракова определяет следующие составляющие гуманного отношения к человеку, связанные с соответствующими чувствами:
1) доброжелательное отношение, которое проявляется в умении доставить приятное, радость другим, оказать услугу, построенное на доброте человека, чувстве любви к ближнему как к самому себе;
2) чуткое отношение, проявляющееся в умении разделить радость и горе других, откликаться на просьбы, помочь преодолеть негативное переживание, основанное на развитии сопереживания и сочувствии;
3) внимательное отношение, проявляющееся в умении заметить и понять переживания других, поддержать положительное, облегчить негативное, зависит от развитости чувства сожаления;
4) бережное отношение, проявляющееся в умении оказать помощь и поддержку другого в определенной ситуации, зависит от развитости чувства любви к ближнему и сострадания;
5) справедливое отношение, проявляющееся в умении признать равные права в любой деятельности всех участников, основанное на чувстве справедливости, уважении к другим.
Учитывая выше сказанное, характеристику гуманных отношений можно дать, изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, что поможет определить, к какому из гуманных отношений относится то, или иное доброе проявление ребенка, выявить его предпочтения и индивидуальные особенности. Гуманные отношения, как частный случай межличностных отношений могут быть представлены в двух ипостасях: как «непосредственные» и как опосредованные содержанием совместной деятельности ребенка.
Развитие гуманных чувств и отношений у дошкольников происходит в тесном единстве с формированием нравственной сферы личности. Анализ научной литературы позволяет нам говорить о том, что понятие «гуманные чувства» тесно связано с понятием «моральные чувства», что сказывается на существовании достаточно близких классификаций указанных категорий. Следует отметить, что в настоящее время не существует четкой классификации нравственных чувств.
Анализ психолого-педагогических исследований дает возможность определить гуманное поведение как синтез гуманных представлений, чувств, мотивов, а, следовательно – поступков.
Таким образом, следует правильным утверждать, что гуманное поведение детей дошкольного возраста в процессе воспитания должно быть представлено в виде моральных ценностей и конкретизировано в соответствующих нормах поведения. В гуманном поведении дошкольников можно выделить следующие составляющие: гуманное поведение относительно себя; гуманное поведение относительно других людей, в первую очередь оказавшихся рядом; впоследствии – к самому себе и окружающей социальной среде.
Особое значение имеет развитие у ребенка эмпатии, как чувства эмоциональной привязанности, симпатии к близким людям, сострадания и сочувствия. Постепенно чувства начинают возникать не только потому, что просто приятно или неприятно, но и потому, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.
Для того, чтобы гуманные качества обрели для ребенка личностный смысл, стали органическим достоянием образа собственного «Я» личности, дошкольник должен пережить свое отношение к другим людям и отношение других людей к себе.
Изучение научных работ позволило выделить ряд условий, которые необходимы для воспитания гуманных чувств у дошкольников :
1) поддержка положительного эмоционального состояния каждого ребенка;
2) формирование у ребенка произвольности поведения;
3) создание положительного микроклимата в среде его обитания;
4) углубление и расширение знаний и представлений ребенка о тех или иных морально-этических категориях;
5) развитие у ребенка умения дифференцировать разные чувства;
6) предоставление возможности ребенку «вживаться» в разных эмоциогенных ситуациях, не оставаясь в них равнодушным.
Опыт морального поведения приобретается детьми в процессе определенной деятельности. Так, Л. Выготский, Д. Эльконин, О. Запорожец утверждают, что игра способствует новому витку в развитии ребенка и приобретению им социального опыта, обеспечивает раскрытие морального смысла разных поступков, которые становятся механизмом эмоционального регулирования его действий. В игре создается ситуация, в которой возникает реальная потребность доброжелательного и заботливого отношения. Так, понятия «гуманное поведение» и «моральное поведение» очень тесно взаимосвязаны и предопределяют друг друга. Для ребенка, главным образом, опыт нравственного поведения в целом проецируется в играх.
Наиболее успешными в применении будут являться игры, позволяющие раскрывать внутренний чувственный потенциал ребенка. К таким играм, по мнению многих исследователей, относятся: ролевая игра, театрализованная игра, в частности игры - драматизации, в которых происходит переживание ребенком эмоционального состояния другого.
Таким образом, насыщенные чувствами и эмоциями игры-драматизации могут рассматриваться как средство развития гуманных качеств личности дошкольников.
Возможности игры-драматизации для развития гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «. Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А. М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,— их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра — отражение жизни. Здесь, все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Значительная часть творческих игр – это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т. д. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, дети, в свою очередь, по-настоящему переживают роли, откровенно выявляют собственное отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труду, вообще к жизни. К сюжетно-ролевым играм относятся также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельностью.
Разновидность творческой игровой деятельности - театрализованная деятельность. Она связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой форме приобретенных представлений, впечатлений, чувств. Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетом литературного произведения, театрализация, сказка-перевод. Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
В режиссерской игре ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль будет играть, что делать.
Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяют заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций - они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений, а также способствует становлению нравственности.
Игра - драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств разностороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.
Игра - драматизация, как эффективное средство развития нравственных ценностей рассматривается в трудах: А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, З. М. Богуславской, Е. О. Смирновой, Л. В. Артемовой, Н. С. Карпинской, Л. П. Стрелковой, З. Колесниковой, А. И. Матусик. Р. И. Жуковская выделяет следующие игры - драматизации:
1) непосредственное выполнение ролей детьми;
2) показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей;
3) конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей с созданием декораций.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.
Драматизируя, дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, усваивают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии нравственного аспекта личности ребенка, в частности – в развитии гуманных качеств.
Рассмотрев различные виды игр, можно сделать вывод о том, несмотря на колоссальное влияние каждого вида игр на развитие ребенка-дошкольника, наиболее действенным средством развития основных гуманных качеств личности дошкольника является игра-драматизация.