Людмила Лаврук
План работы по самообразованию «Плавание как средство закаливания детского организма и формирования его личности»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию инструктора по плаванию Лаврук Л. А.
Тема: «Плавание как средство закаливания детского организма и формирования его личности»
2018-2019 уч. год
Работа по самообразованию инструктора по плаванию
Тема: ”Плавание как средство закаливания детского организма и формирование его личности”
Цель:
Темочки:
- Закаливание детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Плавание для детей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
1. Использование занятий по плаванию для общего закаливания детского организма.
2. Укрепление и охрана здоровые детей, разучивание элементарных плавательных движений на воде / девиз: “Играя - учимся”
Задачи:
-Развитие физических качеств (выносливости, силы, скорости, координации)
-Повышать иммунитет (укреплять здоровье детей)
-Воспитывать у детей желание самостоятельно проводить и организовать игры на воде, связанные с закаливающими процедурами.
-Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности на воде.
Актуальность
Занятие плаванием способствует укреплению тонуса и повышению силы дыхательных мышц, благотворно влияют на кровообращение и усиливают вентиляцию легких. При плавании дыхание согласовано с движением конечностей. Один цикл движения выполняется, как правило, не больше, чем за один вдох и выдох. Большая затрата энергии способствует большей потребности в кислороде. Поэтому пловец стремится использовать каждый вдох с максимальной полнотой.
Регулярные занятия плаванием положительно влияет на закаливание организма : совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммуно - логический свойства, улучшается адаптация к разным условием внешней среды, укрепляется нервная система, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движение, увеличивается выносливость.
Плавание не только влияет на физические развития человека, но и на формирование его личности. Не всем общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, опасаясь глубины. Психологами установлено что главная опасность в воде – не действие в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Занятие плаванием развивает такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
О пользе плавания известно с давних времен. Воду считали источником здоровья, бодрости, молодости и красоты. Плавание эффективно способствует улучшение состояние детей. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития человека: рост, вес; является прекрасным средством профилактике и исправлении нарушений осанки, сколиозов, плоскостопие; укрепление сердечно – сосудистой и нервной системе; развития дыхательного аппарата и мышечной системе; способствует росту и укрепление костной ткани.
Ожидаемый результат.
1. Создание образовательной среды, формирующую здоровую, физически - развитую, социально – адаптированную, увлеченную игрой, личность.
2. Положительная динамика показателей физического развития ребенка.
3. Формирование у детей и родителей осознанного отношения к физическому воспитанию ребенка.
Работа с детьми Работа с родителями Пополнение предметно – развивающей среды
Сентябрь.
1. Экскурсия в зал бассейна.
2. Правила поведения в бассейне (все группы) 1. Консультация «Как подготовить ребенка в бассейн»
2. Консультация на тему «В здоровом теле – здоровый дух» (влияние заметней по плаванию на физической и психологической развития организма) Подборка дидактического материала для картотеки на тему: «Физминутки»
Октябрь.
1. Мониторинг физических качеств детей (все группы) 1. Консультация на тему: «Что такое предметно- развивающая среда и ее влияние на формирование личности на занятиях в бассейне» 1. Изготовление материала (осминожки)
2. Подборка из материала для картотеки на тему: «Игры на воде»
Ноябрь
1. Игры на воде с использованием мяча (учебные занятия, все группы) 1. Консультация на тему: «Вода дарит здоровье» (папка – передвижка) 1. Приобретение нового оборудования (мяча разного размера)
Декабрь
1. Дыхательные упражнения на воде (все группы)
2. Дыхательные упражнения на суше, на воде (логопедическая группа) 1. Индивидуальные беседы с родителями, консультации 1. Подборка материала для картотеки
2. Разработка учебного материала для санитарной группы
Январь
1. Игры на воде на развитие координации «Попади в цель», «Передай другу», «Водолазы». 1. Фотовыставка «Наши дельфинчики». 1. Подборка материала и оборудования для занятий в бассейне.
Февраль
1. Игры на воде на общее закаливание «Поливаем цветочки» (младшая группа)
«Шарик» (средняя группа)
«Медуза» (старшая группа) 1. Консультация на тему:
«Релаксационные упражнения на воде» 1. Подборка методического материала по всем возрастным группам.
Март
1. Игры на воде на развитие ловкости
«Морской бой» (старшая группа) «Быстрая тройка» (старшая группа) «Попрыгунчик» (средняя группа) «Карлики и великаны» (средняя группа) «Мячик в домике» (младшая группа) 1. Консультация на тему:
«Игра способствует всестороннему развитию ребенка» 1. Пополнение картотеки методическим материалом и специальным оборудованием.
Апрель
1. Игры на воде на развитие внимания «Водный баскетбол» (старшая группа)
«Искатели сокровищ» (старшая группа)
«День, ночь» (средняя группа) «Загони мяч» (младшая группа) 1. Пополнение картотеки методическим материалом и специальным оборудованием.
Май
1. Дыхательная гимнастика на суше, на воде.
2. Игры на воде с использованием специального оборудования
3. Мoниторинг физических качеств оборудования
4. Разработка сценариев для спортивно – оздоровительных досугов на воде (старшая группа) 1. Фотовыставка – отчет на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Здоровье- это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, психического, душевного, социального благополучия (из Устава Всемирной организации здравоохранения)
1. Создание условий для двигательной активности
В ДОУ созданы благоприятные условия для воспитания и физического развития ребенка. В детском саду функционирует музыкально-спортивный зал, проводятся спортивные кружки, проводятся занятия в купательном бассейне.
Для занятий с детьми в бассейне достаточно оснащение зала спортивным оборудованием и инвентарем. Инструктор по плаванию использует в своей работе нестандартное оборудование, сделанное своими руками, а также производственное оборудование. Для занятий в бассейне имеется спортивный инвентарь (мячи разного цвета и размера эстафетные палочки, плавающие и тонущие игрушки, леечки, клюшки и шайбы, кубики, теннисные мячи, обручи разного размера и др., картотеки подвижных игр, дидактические игры,картотека пальчиковой гимнастики, картотека упражнений на дыхание и многое другое.
Для работы с детьми с ОВЗ ведется индивидуальная картотека ОРУ на суше и на воде, картотека подвижных игр. Все дети с ОВЗ распределены на три уровня (слабый, средний, сильный) и к каждому соблюдается индивидуальный подход.
2. Система двигательной активности и психологического комфорта.
В работе дошкольного учреждения по физкультурно-оздоровительному направлению используем разнообразные виды организации двигательной активности. Разработаны комплексы утренней гимнастики в игровой форме для младших и старших дошкольников. В детском саду организована непосредственная образовательная деятельность по физической культуре, музыке, занятий в бассейне. Дети посещают бассейн с трехлетнего возраста : группа «Ладушки» (3-4 года,
группа «Чиполлино» (4-5 лет,
группа «Буратино»(4-5 лет,
группа «Подснежник»(4-5 лет,
группа «Гномики»(5-6 лет,
группа «Ромашка»(6-7 лет,
группа «Аленка»(логопедическая).
На занятиях в бассейне педагогическая деятельность строится на разностороннем подходе, учитывая разный возраст детей и учитывая возрастные особенности,а,главное, физическое развитие детей с ОВЗ:
1. ОРУ на суше (ходьба босиком по разным дорожкам)
2. ОРУ на воде
3. Основная часть занятия
4. Игры на воде (на внимание, на координацию, на выносливость, на развитие двигательной активности)
5. Упражнения на дыхание (на суше, на воде)
6. Зрительная гимнастика
7. Артикуляционная гимнастика
На занятиях в бассейне для оздоровления особое внимание уделяется охране психологического здоровья детей. Здесь созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников.
3. Система закаливания в ДОУ.
Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма. К закаливающим мероприятиям ДОУ относится: утренний прием на свежем воздухе в теплое время; ежедневная утренняя гимнастика ; облегченная форма одежды; босохождение после сна; сон при температуре 17-19 градусов, двигательная гимнастика после сна, соблюдение питьевого режима. В помещении бассейна –ежедневное соблюдение температурного режима (в раздевалке, в зале, температура воды). Занятия проводятся строго по времени :младший возраст- 15 мин., средний возраст-20 мин., старший возраст-25-30 мин.
. 4. Мониторинг.
Проводится мониторинг интегративных качеств, умений и навыков детей по всем образовательным областям общеобразовательной программы в начале года и в конце учебного года.
5. Система работы по формированию здорового образа жизни.
В организованной образовательной деятельности педагоги проводят беседы с детьми на тему:
«Неболей-ка»
«Изучаем свое тело»
«Полезные и вредные привычки»
«Что такое здоровье»
«Чистота – залог здоровья»
«Солнце,воздух и вода- наши лучшие друзья!»
«Учимся плавать, играя…»
«Польза от воды» и др.
При проведении занятий в бассейне (ОРУ на суше, ОРУ на воде, подвижные игры на воде, физминутки,пальчиковая гимнастика, точечный массаж, артикуляционная гимнастика,зрительная гимнастика и т. д.) инструктор по плаванию руководствуется, в первую очередь,календарно- тематическим планом и моделью воспитательно- образовательного процесса на весь учебный год, чтоб темы на занятиях в бассейне совпадали с темами,проводимых в общеобразовательном учебном процессе.
Вывод
Занятия в бассейне_ это не только развлечение…Это создание благотворной,жизнерадостной, психологической атмосферы, где параллельно идет и формирование личности человека :выносливость,смелость,готовый прийти на помощь другу.