Светлана Сафонова
Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающего обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
1. Режим
Необходимо соблюдать охранный режим сна и бодрствования ребенка. Игровые занятия проводятся в утренние часы спустя 30 мин. после завтрака, а также после дневного сна и полдника, также спустя 30 минут. Продолжительность занятий до 30,5 мин. В вечернее время с ребенком можно полепить, порисовать, почитать ему книжку, побеседовать.
2. Комплекты игрушек
У ребенка должно быть два комплекта игрушек. Один комплект - для свободной деятельности: объёмные, яркие любимые игрушки, музыкальные книги для чтения, мячи разной величины и яркой раскраски; игрушки для сюжетных игр: куклы, мишка, заяц и т. д. ; набор «посуда» для кукол», «мебель» для кукол, музыкальные инструменты.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающего обучения и воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Второй комплект - различные сборно-разборные игрушки, коробки с прорезями для вставки объемных фигур: шарик, кубик, цилиндр, кирпичик, треугольная призма – «крыша»; составные объёмные игрушки (две-три части, знакомые ребёнку (яблоко, апельсин, гриб, машина и т. д.). Игрушки, соответствующие лексическим темам (посуда, фрукты, овощи, домашние и дикие животные).
II часть. Содержание коррекционно-образовательной работы по областям.
1. Социально-коммуникативное развитие.
1.1. Формирование представлений о себе:
Задач и: показывать и называть части своего тела и лица. Повторять за взрослым или другими детьми действия по просьбе: хлопать ладонями, топать ногами, поворачиваться в разные стороны т. д. Различные игры на ориентировку и самостоятельные движения.
1.2. Формирование представлений об окружающих людях:
Задачи: Формировать у ребенка способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; продолжать воспитывать эмоциональное отношение и способы выражения своих чувств к близким взрослым, «чувствам» игрушек - «мишке холодно, жарко, кукла хочет спать». Формировать интерес к играм других детей.
Игры: «Хорошая мама, «Пожалей папу», «Давай накормим кукол», «Поможем ребятам построить дом из кубиков», «Покатай куклу в коляске».
1.3. Навыки самообслуживания
Умывание: продолжать учить самостоятельно мыть руки и лицо: намыливать руки, смывать мыло водой, вытирать полотенцем.
Прием пищи: продолжать учить держать самостоятельно ложку, зачерпывать пищу; продолжать учить пользоваться салфеткой во время и после еды.
Одевание: учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности,
выполнять различные приемы застегивания и расстегивания одежды (кнопки, липучки).
Навык складывания вещей на место: приучать складывать вещи на место (стул, полка)
1.4. Формирование общественного опыта
Показываем ребёнку действия с конкретными игрушками; действуем совместно, беря руки ребёнка в свои; стремимся к тому, чтобы ребенок выполнял задания по просьбе.
2. Познавательное развитие
2.1. Сенсорное развитие.
1. Зрительное восприятие :
1. Работа над длительным зрительным сосредоточением (на лице человека, на предмете).
2. Стимулирование плавного прослеживания, тренировка глазодвигательной функции во время игры, целенаправленной деятельности (горизонтальное, вертикальное слежение).
3. Слежение за удаляющимся и приближающимся предметом.
4. Развитие цветового зрения.
5. Работа над зрительно-тактильной координацией.
6. Работа с крупной цветной мозаикой, магнитами.
2. Тактильно-двигательное восприятие :
1. Учить исследовать рукой предметы различной поверхности и материала, из которого они сделаны.
2. Для двигательных упражнений, массажа и воздушных процедур использовать коврики различной поверхности.
3. Использовать игровой материал различной фактуры, размера, веса, в т. ч. природный.
4. Использовать игры с водой, песком, крупой.
5. Учить лепить из пластилина.
6. Давать ребенку использовать осязательно как можно больше бытовых предметов (называть их и рассказывать их предназначение).
7. Учить приёмам рисования в приборе «Школьник».
3. Слуховое восприятие :
1. Стремиться вызывать у ребёнка радость от восприятия знакомого музыкального произведения, поддерживать желание дослушать его до конца.
2. Стимулировать самостоятельную речевую активность ребенка на музыкальных занятиях: подпевание слов, фраз.
3. Стимулировать самостоятельное выполнение простейших танцевальных движений.
4. Учить самостоятельно связывать свои движения со звучанием музыки (ее темпом).
5. Учить самостоятельно воспроизводить темп : мишка идет медленно и быстро.
6. Знакомить с музыкальными инструментами и способами действия с ними: бубен, металлофон, барабан, детское пианино.
7. Учить определять устойчивую связь звуков с конкретными предметами или действиями (в т. ч. в быту).
8. Учить воспринимать на слух короткие стихи, песни, сказки.
9. Учить различать на слух голоса некоторых животных.
4. Восприятие формы : Учить узнавать и соотносить плоскостные геометрические и объемные фигуры: круг, квадрат, треугольник, шарик, кубик, крыша, цилиндр.
5. Восприятие величины : Учить различать большие и маленькие предметы.
6. Целостное восприятие : Учить собирать сборно-разборные игрушки.
2.2. Ознакомление с окружающим миром
Уточнять и корректировать предметные знания согласно лексическим темам: части тела, лица, еда, некоторые виды посуды, одежды, мебели, домашние и дикие животные. Обращать внимание ребёнка на предметы и явления окружающей действительности (дома, на улице, в парке). Обучать восприятию времени суток, временам года, восприятию месяцев.
2.3. Обучение целенаправленным предметно-игровым действиям
• Поддерживать умения и желание совершать целенаправленные предметно-игровые действия с учетом свойств предметов: различать и выделять предмет из множества подобных по форме, величине, поверхности.
• Подбирать к предмету пары.
• Складывать пирамиды, матрешки, башенки (стаканчики).
• Воспринимать предмет как целое и выделять в предмете отдельные части по речевой инструкции.
• Собирать разнообразные конструкции.
3. Речевое развитие.
3.1. Развитие понимания обращенной речи :
1) Учить эмоционально-положительно реагировать на обращенную речь.
2) Побуждать прислушиваться к разным интонациям разговаривающего с ним взрослого.
3) Учить радостно реагировать на свое имя.
4) Поддерживать и развивать понимание речи, содержание которой касается желаний ребенка, его внешности, действий по самообслуживанию, совместных игр по познавательному развитию.
3.2. Формирование активной речи: учить отвечать полным ответом на различные вопросы.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: Вызывать интерес к рисованию пальчиковыми красками: взрослый вместе с ребёнком рисует красками, комментируя свои действия. Предлагать ребенку дорисовать отдельные предметы - веревочку к шарику, палочку к лопатке, дорожку для колобка, иголки к елке, ветки к дереву и т. д. Учить рисовать прямые, круговые линии: клубок, «снег идет», «на елочке иголки», дорожки. Учить рисовать знакомые предметы в определенной ситуации: «колобок катится по дорожке», «дождь идет» и т. д.
Лепка: Развитие интереса к различным пластичным массам через осязание: тесто, пластилин ярких цветов, обучение различным приёмам лепки.
Конструирование: Учить строить из кубиков «Лего» башни, дома, гаражи по показу и учить сюжетно их обыгрывать.
5. Физическое развитие:
Упражнения:
1) Формировать четкость, последовательность, скоординированность движений при ходьбе, беге, в различных играх.
2) Учить присаживаться на корточки и вставать без помощи.
3) Учить залезать на шведскую стенку и слезать с нее.
4) Учить ползать и ходить по гимнастической скамейке.
5) Учить подлезать под палочку, «воротики», проползать в «тоннеле».
6) Учить бросать мяч двумя руками, толкать ногой целенаправленно.
7) Учить ползать, подтягиваясь на руках по наклонной гимнастической скамейке.
8) Учить играть в мяч со взрослым (ловить и бросать в руки).
III часть. Рекомендации для родителей
1. Постоянно практиковать пальчиковые игры.
2. При проведении занятий с ребенком учитывать следующее:
- инструкции к заданиям должны быть краткими и понятными;
- все действия должны сопровождаться пояснением (комментарием, доступным для понимания смысла этих действий;
- важно использовать игровую форму занятия или упражнения;
- при затруднениях следует использовать совместные действия, жесты с речевым сопровождением, действия по подражанию и образцу, а также речевую инструкцию.