Елена Иваныкина
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с тяжелым нарушением речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с тяжелым нарушением речи,
воспитанницы старшей группы «А»
на 2020-2021 учебный год
Образовательная область «Музыка»
Маршрут разработан по программе "Ладушки" И. Каплуновой, И. Но-восколцевой.
Муз. руководитель: Иваныкина Е. В.
Фамилия, имя ребенка : Бардукова Виктория Романовна
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с тяжелым нарушением речи в старшей группе» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Заключение МПК Курской области Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) и нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации
Основное заключение: диагноз врача-психиатра
Заключение специалистов: речевые и поведенческие нарушения
Характеристики особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи (с тяжелыми нарушениями речи).
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением цен-тральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие всех педагогов детского учреждения. Целью специального обучения является преодоление или компенсация речевого нарушения. Важнейшей предпосылкой для решения коррекционных задач можно считать создание специальных условий, стимулирующих развитие ребенка.
У детей, страдающих нарушениями речи, наблюдаются следующие особенности развития:
Помимо собственно речевого нарушения, у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в не-достаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У детей с общим недо-развитием речи нарушены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания,
самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять.
Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегрированной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.
Цель: Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития по-тенциала ребенка.
Основные задачи совместной работы музыкального руководителя:
1. развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического вос-приятия;
2. развитие основных компонентов звуковой культуры речи : интонации, ритми-ко-мелодической стороны;
3. формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
4. обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;
5. обогащение словаря дошкольников с ОНР лексическим темам;
6. развитие грамматического строя речи;
7. развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.
Расписание занятий: вторник – 9.00-9.15;
пятница – 9.00-9.15
Длительность:15 минут.
Принципы разработки индивидуального маршрута дошкольника :
1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
4. Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями работы.
5. Принцип последовательности реализуется в логическом по строении про-цесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. В кор-рекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последо-вательных этапа (подготовительный и основной, которые согласуются с содер-жанием педагогического воздействия по всем разделам программы.
6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение органи-зуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации.
7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации : личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
9. Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различ-ных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в роле-вых играх, применение средств наглядности, а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
10. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.
11. Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправлен-ной деятельности.
12. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспиты-вающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.
Методические приемы
Проведенная работа позволила проверить и систематизировать ряд методиче-ских приемов, развивающих певческие навыки у детей с тяжелым нарушением речи.
Используя те или иные приемы, работая над формированием певческих навы-ков, а также решая те или иные коррекционные задачи, желательно фиксировать те приемы, которые помогают достичь хороших результатов, за оптимальный промежуток времени, создавая своеобразную «копилку полезных приемов» :
• споем песню с полузакрытым ртом;
• слоговое пение («ля», «бом» и др.);
• хорошо выговаривать согласные в конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
• обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
• использовать элементы дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
• выразительный показ
• образные упражнения;
• вопросы;
• оценка качества исполнение песни
Дата Вид деятельно-сти Задачи содержание Ожидаемый ре-зультат
Сен-тябрь Диагностическое обследование
Музыкальное занятие Исследование общих музыкаль-ных способностей ребенка :
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.
2. Познаватель-ные музыкальные способности - сенсорные (ме-лодический, тембровый и ди-намические ком-поненты музы-кального слуха и чувство ритма) и интеллектуальные способности;
3. Музыкальная память.
Учить слушать, вместе начинать и заканчивать пе-ние, брать дыха-ние по фразам, подражать арти-куляции педагога;
Согласовывать движения с музы-кой, речью взрос-лого, пением;
Активировать словарный запас детей по теме 1. Движение.
2. Чувство ритма.
3. Слушание музыки
1. Движение
2. Чувство ритма.
3. Слушание музыки
1. Песня «Осень» (Муз. И. Кишко)
2. Песня «Осень к нам пришла»
(Муз. Скрипкиной Е. В.)
Поддерживает диалогическую форму речи, расширен сло-варный запас, понимает и про-являет интерес к прослушиванию музыкальных произведений.
Петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля
октябрь Музыкальное занятие. 1. «Песня-танец осенних
листочков» (Муз. А. Филиппенко)
Речедвигательная игра «Листья»
Проявляет инте-рес к играм, принимает на себя роль, умеет обыграть сюжет, построить сю-жетную линию использовать предметы – за-местители.
ноябрь Музыкальное занятие 1. Игра-инсценировка «Гри-бочки» (Муз. И. Смирновой)
Пальчиковая игра «Грабли»
Песенка-попевка «Осень» Выполняет упражнения по словесной ин-струкции.
декабрь Музыкальное занятие 1. Учить петь без крика в подвиж-ном темпе. Ак-тивно артикули-ровать при произ-несении слов;
2. Двигаться рит-мично в соответ-ствии с 2-х част-ной формой му-зыки. Развивать внимание и па-мять. ;
3. Расширять зна-ния детей о харак-терных признаках зимы;
4. Тренировать образование су-ществительных множественного числа. Песня «Голубые санки» (Муз. М. Иорданского).
Песня «Зимушка-зима» (Муз. Л. А Вахрушевой)
Пальчиковая игра «Снежок»
Речедвигательная игра «Снегири»
Песня-танец «Снег-снежок» (Муз. Макшанцевой)
Дидактическая игра «Один-много»
7. Песенка-попевка «Снег-снежок» Умеет прогова-ривать слова выученных пе-сен, попевок.
январь Музыкальное занятие Учить вырази-тельно исполнять песни разного ха-рактера, переда-вать праздничное настроение, раз-личать запев и припев, вступле-ние и заключение;
1. Песня «Вот какая елочка» (Муз.
Т. Попатенко)
2. Хоровод «Елочка, заблести
огнями» (Муз. Л. Олифировой)
1. Достаточно эмоционально передать содер-жание песни
2. Уметь прояв-лять соответ-ствующие
эмоциональные реакции по ходу игры.
февраль Музыкальное занятие Учить точно ме-нять движения со сменой музыки, двигаться рит-мично;
Активировать словарный запас по теме;
Закреплять уме-ния детей подби-рать и называть слова –определения. 1. Песня «Дед Мо-роз» (Муз. А.
Филиппенко)
4. Сюжетные танцы (снежинки,
петрушки,
зайцы, медведи)
5. «Игра со звоноч-ками» (Муз. В.
Роновской)
6. Дидактическая игра «Подбери
признак» (Какой, какая)
7. Песенка-попевка «Дед – Мороз» Достаточно уве-ренно прохло-пать ритм про-стейших песен.
Март Музыкальное занятие Учить петь легко, весело, ясно про-износить слова, вместе брать ды-хание по фразам;
Вслушиваться в ритмический ри-сунок музыки, пе-редавать его хлопками, отсту-киванием шумо-выми инструмен-тами;
Учить образовы-вать существи-тельные с умень-шительно-ласкательным суффиксом. Песня «Поздравляем маму» (Муз. З. Роот)
Песня «Мы запели песенку» (Муз. Р. Рустамова)
Танцы
Речедвигательная игра «Маме надо от-дыхать»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Пальчиковая гимна-стика «Бабушка»
7. Песенка-попевка «Мама, мама, ма-мочка, я тебя люб-лю» Исполнять пес-ню напевно, вы-водить на одном дыхании слова и короткие фразы.
апрель Музыкальное занятие 1. Совершенство-вать работу
артикуляционного аппарата,
укреплять певче-ское дыхание;
2. Соотносить движения в
танцах и играх и игру на
металлофонах со звучанием
музыки;
Активизировать словарный
запас по теме;
Закреплять знания о весенних
признаках и при-метах. 1. Песня «Зима про-шла» (Муз. Н.
Метлова)
2. Песня «Весенняя песенка» (Муз.
А. Филиппенко)
3. Подвижная игра «Найди свой
домик»
4. Дидактическая игра «Четвертый
лишний»
5. Хоровод «Веснянка»
6. Речедвигательная игра «Клен»
7. Пальчиковая игра «Скворечник»
8. Песенка-попевка «Кап-кап, звенит ка-пель»
Май Музыкальное занятие Закреплять усво-енные знания, умения, навыки;
Согласовывать движения с пени-ем и словом;
Активизировать словарный запас детей по теме;
Тренировать в подборе опреде-лений. Хоровод «Мы на луг ходили» (Муз. А. Филиппенко)
Песня «Лесная пе-сенка» (Муз. В. Вит-лина)
Речедвигательная игра «На лужайке»
«Хоровод в лесу» (Муз. М. Иорданско-го)
Дидактическая игра «Какой, какое, ка-кая?
Пальчиковая гимна-стика «Ой, ду-ду»
Песенка-попевка «Василек»
Самостоятельно исполнять боль-шинство песен, разученных в те-чение года.
Перспективный план игр и упражнений для развития певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи
СТАРШАЯ ГРУППА
месяц Игры и упражнения
СЕНТЯБРЬ Упр. для развития слуха и голоса "Не летай соловей" р. н. м.
Упр. для развития слуха и голоса "Антошка" Боромыковой
Упр. для дыхания (пропевание гласных на одном выдохе -а-а-а-о-о-о-у-у-у-и-и-и)
Психогимнастика "Это я, это мое. "
ОКТЯБРЬ Закрепление звуков -у-, -а-
Упр. для развития слуха и голоса "Эхо" Тиличеевой.
Упр. для развития слуха и голоса "Буква-а-" Боромыковой Упр. для дыхания "Погаси свечу" (фу-фу-фу-). Психогимнастика "Что там происходит?"
Логоритмическое занятие "Лес осенью ".
ноябрь Закрепление звуков -л-, -х-, -о-.
Упр. для развития слуха и голоса "Чики-чики-чикалочка" р. н. м.
Упр. для развития слуха и голоса "Ишак" Боромыковой
Упр для развития силы голоса (тянуть звук тихо, постепенно нара-щивая громкость -и-и-и-И-
И-И-и-и-)
Психогимнастика "Любопытный"
Логоритмическое занятие "Сбор урожая".
ДЕКАБРЬ Закрепление звуков -л-. -х-,-о-.
Упр. для развития слуха и голоса "Барабан" Тиличеевой.
Упр. для развития слуха и голоса "Буква-л-".
"Буква-о-"Боромыковой
Упр. для развития силы голоса (на одном дыхании, выдыхая толчками, произнести -х-, -л-Ладонь ребенка на животе, наблюдая подтягивание мышц живота.)
Психогимнастика" ласка".
Логоритмическое занятие "Новый год. "
ЯНВАРЬ Закрепление звуков-й-, -и-, -м-, -н-.
Упр. для развития слуха и голоса "Конь" Тиличеевой
Упр. для развития слуха и голоса "Буква-й-" Боромыковой
Упр. для дыхания ’Гудок" (ммммммММММММммммм-усиление и ослабление звука)
Психогимнасти ка" Ласка"
Логоритмическое занятие"3имние забавы".
ФЕВРАЛЬ Закрепление звуков -б-, -д-, -г-, -в-.
Упр для развития слуха и голоса "Бубенчики" Тиличеевой Упр для развития слуха и голоса "Динь-дон"Боромыковой
"Чайник’ Боромыковой
Фонетическая ритмика. Упр для коррекции звуков 3 Психогимна-стика "Медвежата"
МАРТ Закрепление звуков -ф-, -с-, -з -, -ц-.
Упр. для развития слуха и голоса "Скок-поскок" р. н. м.
Упр. для развития слуха и голоса "Резиновая Зина" Боромыковой
"Ты нас, мама не ищи" Боромыковой
Фонетическая ритмика. Упр. для коррекции произношения звуков 1
Психогимнастика "Встреча с другом"
АПРЕЛЬ Закрепление звуков -ж-, -ш-, -л-.
Упр. для развития слуха и голоса "Вальс" Тиличеевой
"Заяц белый"Боромыковой "Медвежонок" Боромыковой
Фонетическая ритмика. Упр. для коррекции звуков 8.
Психогимнастика "Два клоуна".
МАЙ Закрепление звука -р-.
Упр. для слуха и голоса "Кузнец" Арсеевой
"Мы поем" Арсеевой
Фонетическая ритмика. Упр. для коррекции звука П.
Психогимнастика "нежданная радость"
Речедвигательные игры.
Старшая группа.
1. «Листья».
«Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на носочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят». (Поднимаются, кружатся)
2. «Снегири». Н. Нищева
«Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам.)
В красных майках снегири. (4 наклона головы в стороны.)
Распушили перышки, (На первое слово каждой строки –
Греются на солнышке. частое потряхивание руками. На
второе – один хлопок по бокам.)
Головой вертят, (По 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. строку.)
- Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по залу,
За метелью! За метелью!» взмахивая руками как крыльями.)
3. «Маме надо отдыхать».
Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку – дви-жения на носках; на громкую – движения на пятках. Игра сопровождается пением:
«Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу».
Дети движутся по кругу друг за другом на носочках. В кругу сидит «мамочка» - это может быть воспитатель. Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разном направлении. С началом новой музыкальной фразы дети снова собираются в круг и на слова:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздается пяток стук.
Мои пяточки идут,
Прямо к мамочке ведут» -
Выполняют следующие движения: повернувшись лицом к стулу, где спит «ма-ма», движутся к ней, топая ногами.
С последними словами дети сходятся у стула, где спит «мама». «Мама» просы-пается и шутливо догоняет детей.
4. «Клен». С. Коган
«За окном сосулька тает, (Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка
на носочках, руки на поясе.)
Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх, наклоны туловища в стороны.)
Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно раз-жимают кулачки.)
Прислонился он к окошку. (4 прыжка.)
И, едва растает снег, (Наклоны.)
Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу,
Клен протянет раньше всех».протягивают друг другу правые руки
- рукопожатие.)
5. «На лужайке». А. Прокофьев
«На зеленой на лужайке (Дети стоят лицом в круг, изображают
Заиграла балалайка. игру на балалайке.)
Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке.)
Дудочке-погудочке.
В сарафане красненьком (Пляшут.)
Заплясала Настенька».
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
Старшая группа.
1. «Грабли». В. В. Цвынтарный
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.)
2. «Снежок». Н. Нищева
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг; сжимают ладони очень гладкий вместе; поглаживают ладони.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз – подбросим. (Взгляд вверх, подбрасывают «снежок».)
Два – поймаем. (Поймать воображаемый снежок.)
Три – уроним (Уронить «снежок» взгляд вниз.)
И … сломаем. (Топнуть.)
3. «Бабушка». В. В. Цвынтарный
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колеч-ко. Колечки поднести к глазам.)
4. «Скворечник». В. В. Цвынтарный
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.)
5. «Дерево». В. В. Цвынтарный
У дерева ствол,
на стволе много веток,
А листья на ветках
зеленого цвета.
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в стороны и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.).