Татьяна Алферова
Консультация учителя-логопеда «Речь ребенка: норма и нарушения»
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы формирования речи:
Доречевой период:
2,5мес. – 3мес. «комплекс оживления», начинает активно реагировать на мир (в виде улыбки, реакции глазами, мимикой, начинается его голосовая активность.
3 мес. —6 мес. Гуление. Нельзя понять, на каком языке ребенок «говорит». Важно наблюдать, как ребенок эмоционально включается. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые речевые звуки. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Если есть органическое поражение ЦНС гуление может не возникать вовремя.
6 мес. —1 год. Лепет. Начинают формироваться лепетные цепочки (на том языке, на котором разговаривают близкие.) Набор слогов, сначала однородные (ма-ма-ма-ма-ма, после неоднородные (ва-ва-да-ва-да) К 12 мес. они укорачиваются и из этой длинной цепочки получается слово. Словарный запас у годовалого малыша состоит из 10-15 слов.
! Если лепета нет – это повод обратиться к специалисту. Важно проверить слух ребенка, обратившись к сурдологу.
В этот период ребенок ориентируется не на содержание, а на интонацию, пытается распознать, как взрослый к нему относится. Это период активного развития фонетического слуха, импрессивной речи.
Речевой период:
1г. – 1,6 г. идет скачок в речевом развитии ребенка: словарный запас составляет до 40-70 слов. Понимает простые инструкции: где мама? Тренировка артикуляционного аппарата ребенка (губ, языка, щек, челюсти). Совершенствуются навыки глотания, активно грызет твердую пищу. Хорошие навыки жевания и глотания являются залогом развития правильной речи. Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.
1,6 г. —2 г. Запас слов увеличивается до 150-300 слов. Ребенок хорошо формулирует простую фразу. И в этой фразе возникает вопросительная интонация: «Где мама?».
В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д. к, г, х, в, ф. В речи появляются простые предложения: «Мама ди» - «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.
2 г. —3 г. Происходит колоссальный скачок. Словарный запас увеличивается до 800 слов. В 3 года появляются звуки: й, с, з, ц. Если до 1,6 г. —2 г. развитие речи у ребенка шло хорошо и вдруг ребенок резко замолчал. И только спусти 6-9 мес. какие-то зачатки начали возвращаться, не надо ждать, что пройдет само. Заблуждение, что речь началась, ребенок просто испугался собаки. Просто так или от испуга речь не пропадает. Значит, что-то происходит в ЦНС, в развитии высших психических функций, необходимо приложить все усилия для повторного запуска речи, обратившись к логопеду, неврологу.
3 г. – 4 г. К этому периоду словарный запас составляет от 1300-2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто, числительные (один, два, местоимения (мой, твой).
К 4,6—5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения более чем из 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 4000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово зачастую сразу входит в активный словарь.
В 5—6 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. Словарный запас достигает 5000 слов. На вопросы ребенок отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
6-7 лет. Словарный запас — 4000-7000 слов. Из них преобладают существительные.
Может подбирать антонимы, синонимы
Говорит сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями
Ребенок согласует и сочетает слова по смыслу. Говорит выразительно, эмоционально, понимает, использует вопросительную, восклицательную формы.
Использует союзы. Речь связная, логичная, последовательная. Четко выговаривает все звуки, не «глотает». Понимает образные выражения, например, «солнечная улыбка»
Склоняет по роду, числу, падежу слова
Выделяет главное в рассказе, второстепенное может опустить. Пересказывает сюжеты книг, фильмов —содержательно, емко, логично. Ребенок может объяснить значение знакомого слова. Образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками
Оперирует сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составляет их (например, «глубокий — глубже — более глубокий — самый глубокий — глубже всех»). Понимает, может оценить эмоцию, которую переживает. Выделяет 4-й лишний без зрительно подкрепления картинкой.
Когда нужно обратиться к специалисту (неврологу, сурдологу, логопеду)
1. Не происходит гуления и лепета.
2. Если к 1,5 годам ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простые слова «мама», «папа» и не понимает простых просьб: «иди на ручки», «сядь».
3. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
4. Если к трем годам ребенок разговаривает на языке понятном только ему.
5. Если в 3-4 года малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультфильмов.
6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
7. Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации.
Учитель-логопед
Ковалева Татьяна Викторовна