Дина Шрейдер
Индивидуальное занятие с ребёнком 4 лет с задержкой психоречевого развития «Огород. Овощи»
Индивидуальное занятие с ребёнком 4 лет с задержкой психоречевого развития «Огород. Овощи».
Лексическая тема: «Весна».
Цель: уточнение и расширение знаний ребёнка об овощах, их названии, внешнем виде, способе выращивания.
Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
- создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в игре с природными материалами, дидактическими пособиями, в продуктивной деятельности. Учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно и тактильно-двигательно свойства предметов (мокрый - сухой, чистый – грязный). Учить определять выделенное свойство в отраженной речи;
Публикация «Индивидуальное занятие с ребёнком 4 лет с задержкой психоречевого развития „Огород, Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Младшая группа
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
- уточнять и расширять знания ребёнка об овощах: их названии, внешнем виде;
- уточнять знание основных цветов (красный, жёлтый, как отличительного признака предметов, продолжать учить выделять предметы по цвету по названию и называть цвет, группировать предметы по цветам;
- развивать умение концентрировать внимание на определённом задании;
-продолжать развивать зрительно-моторную координацию;
- формировать умение действовать по показу и образцу.
Речевые задачи:
- пополнять словарь за счет усвоения названий предметов, их свойств, названий действий с ними;
- развивать понимание обращенной речи, формировать навык действовать в соответствии с просьбой, указанием;
- побуждать активно произносить, договаривать слова. Учить имитировать соответствующие движения и звуки.
Воспитательные задачи:
- учить действовать по очереди, выслушивать педагога до конца;
- продолжать формировать простые навыки опрятности;
- вызывать интерес и любопытство к окружающей природе.
Словарь.
Прилагательные: жёлтый, красный, чистый, грязный, мокрый, сухой.
Существительные: земля, семя, лук, тыква, помидор, перец.
Глаголы: лей, мой, три.
Оборудование: игрушечный заяц, контейнер с землёй, лопатка и грабли, два стакана и лейка с водой, семена (любые, только не подсолнечника, овощи жёлтого и красного цветов (лук, красный и жёлтый помидор, красный и жёлтый перец, картофель - что найдётся, корзинки, полотенце, салфетки, щётки, таз. Спортивное оборудование (дорожки, степ, корзина, мячи).
Используемая литература, авторские разработки:
«Сажаем цветы, развивая внимание и самоконтроль» от Дарьи Буравихиной (педагог студии Рината Каримова).
Трясорукова Т. П. Пальчиковые игры. – М., Феникс, 2021 г.
Вводная часть.
- Аня, мы идём гулять. Кто с нами пойдёт гулять? Зайчик. Здороваемся с гостем. Как тебя зовут? Я Дина (показываю рукой на себя). Аня, скажи зайчику, как тебя зовут. Я Аня. Идём гулять. Смотрите, как Дина пойдёт: по дорожке. Наступаю на каждый камушек. Теперь ты иди. Ой, пенёк. Далеко гляжу, всё вижу. Зайчик прыг! Как зайчик прыгнул? Прыг. Теперь ты.
Ой, что это? Да, это мяч. Сколько? Один мяч. Что с ним можно делать? Можно катать. А ещё что можно делать? Можно бросать. Куда? Сюда. Я попала в корзину! Ура! А теперь ты.
Основная часть.
- Смотри, зайка, смотри, Аня, что это? (подхожу к стоящему на столе контейнеру с землёй) Это песок? Нет. Это земля. (Трогаем, нюхаем, рассматриваем, пропускаем сквозь пальцы). Земля какая? Сухая. Сыпется. Сыпь. Можно сделать ком? Нет, земля сухая. Руки стали какие? Грязные. Отряхнём руки вот так. Чистые? Чистые.
- Давай копать. Что нам нужно? Руками будем копать? (Зайчик «пробует копать» лапками. В качестве подсказки показываю три картинки, на одной из них - лопата). Да, лопатой. Найди лопату.
- Копай, Аня. Копай, Зайчик. Что мы сделали? Вскопали. А теперь возьми грабли и граблями вот так разровняй землю. Сначала смотри. Делай.
Давай положим лопату и грабли туда.
- Аня, смотри, что у меня есть (высыпаю ребёнку на ладонь семена).
Это се-мя. Что это? Се-мя. Вот семя (кладу на поднос, ещё что? А тут что? Тоже семя. Сколько тут семян? Много. Много семян.
Что с ними будем делать? (Зайчик пробует съесть семена) Можно есть? Нет, нельзя (грозим пальцем).
Будем сажать.
Показываю, как пальцем делать в земле ямки. Покажи один пальчик. Вот так. (Что это? Яма).
Теперь я беру что? Семя. И опускаю в яму. Теперь ты. Что ты взяла? Семя. Куда кладёшь? Сюда (ребёнок повторяет – сюда). А это семя куда? Сюда. И т. д.
- Есть ещё семя? Нет, всё. Аня, скажи зайчику, где грабли? Там. (Засыпаем семена граблями). Куда положим грабли? Туда. (Не покажи, а скажи)
Что мы сделали? Посадили семена.
Потрогай. Земля сухая или мокрая? Сухая, семечку плохо, надо полить. Чем будем поливать? (на подносе – лейка и два стакана). Возьмём лейку.
Сначала ты. Аня, лей! Что ты делаешь? (Я лью). Стоп.
Тут земля какая? (трогаем) Мокрая. А тут? Сухая. Ты полила, теперь я полью. Скажи мне: Дина, лей! Что я делаю? Я лью. (И ещё раз).
Земля сухая? Нет, мокрая. А там, в земле что? Се-мя. Пусть растёт.
Уф, устали (вытираю лоб). Отдохнём.
Динамическая пауза. Бег с остановкой по сигналу и выполнением движений по показу. Пальчиковая игра «Солнышко».
- Аня, зайчик, давайте посмотрим, как там семена. Вот это да!
Из семян выросли овощи!
Что тут есть? Это что? Лук. Какого цвета? Жёлтый. Аня, ты любишь лук? А это что? Перец. Какого цвета? Красный. (Трогаем, нюхаем, рассматриваем)
- Давай соберём. Возьми один. Что это? Лук. Лук чистый или грязный? Грязный. (Зайчик хочет съесть). Что сначала надо делать? Мыть. Где у нас таз? Там. Клади лук в таз.
(И так рассматриваем каждый овощ).
Что нам нужно, чтобы мыть овощи? Вода.
Беру стакан и прошу ребёнка сказать «лей» или «Дина, лей». И только после этого наливаю воду.
- Мало воды. Аня, возьми кружку. Лей! Что ты делаешь? (Я лью).
Моем овощи щётками. Побуждаю ребёнка сопровождать действия словами «мою», «я мою», «я тру». Что ты моешь?
Обращаю внимание, что вода стала грязной, а лук, морковь и прочие овощи чистыми. Овощи после мытья мокрые, вытираем, стали сухими.
- Давай положим их в корзинки. Эта корзинка какого цвета? Красная. А эта? Жёлтая. Вот лук. Куда мы его положим? Лук жёлтый, кладём в жёлтую корзину. А сейчас возьми красный. Что тут красное? Куда положим? И т. д.
Заключительная часть.
Рассказываем зайке, как мы вырастили овощи, с помощью картинок. Была земля. Мы что делали? Копали. Потом что взяли? (показываю) Се-мя. Семя посадили. В землю. Потом? (показываю) Полили. И выросли у нас: лук, перец и т. д. Аня, угости зайчика, скажи: на, зайка.
Зайчик «угощает» ребёнка нарезанной на ломтики морковью и прощается.
- Руки чистые или грязные? (Моем, вытираем салфетками) Морковь чистая?
Приятного аппетита!