Приходько Наталья
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Л] в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (второго года обучения) по автоматизации звука [Л].
Подготовила: учитель-логопед Приходько Н. А
Форма организации детей: индивидуальная
Задачи:
коррекционно - обучающие:
- закреплять представление о правильном артикуляционном укладе при произношении звука [Л];
Публикация «Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Л] в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- продолжать формировать чёткое произношение звука [Л] в словах и предложениях;
- закреплять навыки правильного произношения звука [Л] в словах и предложениях через упражнения «Доскажи словечко», «Клоун – чудак»;
- закреплять умение определять положение звука [Л] в словах через дидактическую игру «Где спрятался звук?»;
- отрабатывать умение делить слова на слоги через упражнение «Раздели слова на слоги»;
- закреплять умение выделять слова со звуком [Л] через упражнение «Раздели слова на слоги»;
- закреплять согласование слов в предложении через упражнение «Клоун Чудак».
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
- развивать речевое дыхание;
- развивать слуховое внимание через прослушивание аудиозаписи;
- развивать целостное восприятие через игру «Разрезные картинки».
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать контроль за собственной речью;
- формировать положительную мотивацию на занятие.
Оборудование: ноутбук, пчёлка Луша, зеркало, цветы – вертушки, Кукла Лада, диктофон, схема характеристики звука, листок, ручка, доска, мольберт, картинки (лодки, лапти, лошадь, велосипед, осёл, молоток, стол, лук, куртка, подарок, мороженное, мяч, цыплёнок, подушка, клоун, улей, удочка, голубая ткань, кочки, звуковые решётки, конверт с разрезными картинками.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие – разминка. Эмоциональный настрой ребёнка на занятие.
Логопед: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть!
Я люблю когда ты улыбаешься (ребёнок улыбается)
Я люблю когда ты удивляешься (ребёнок удивляется)
Я не люблю когда огорчаешься (ребёнок огорчается)
Я не люблю когда ты злишься (ребёнок злится)
Я люблю когда ты радуешься (ребёнок радуется)
II. Вводная часть.
Логопед: Сегодня у нас на занятии гость. Давай отгадаем, послушаем и узнаем кто же к нам пришёл. (Аудио запись - звук жужжащей пчелы).
Ребё нок: Это жужжит пчела.
(если ребёнок затрудняется, логопед загадывает загадку)
С цветка на цветок порхает,
Сладкий нектар собирает,
В улей его принесёт,
В сотах появится мёд
Логопед: Правильно! Это веселая и добрая пчела, а зовут ее Луша. Она предлагает нам отправиться в путешествие. Ты любишь путешествовать? Тимур, с какого звука начинается имя пчелы?
Ребё нок: Пчелу зовут Луша, имя начинается со звука [Л].
Логопед: Молодец. Сегодня мы в путешествии с Лушей продолжим говорить о звуке [Л]. Посмотри, Луша полетела, пошли за ней (пчела прилетела и села на зеркало). Как ты думаешь, почему пчёлка села на зеркало?
Ребё нок: Нам надо выполнить артикуляционные упражнения
III. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом с помощью презентации Развитие артикуляционной моторики
Логопед: Увидела Луша высокий забор («Заборчик») и захотелось ей посмотреть что за ним и полетела. Прилетела на полянку пеньков, а на пеньке видимо – невидимо грибов («Грибок»). Сидит Луша любуется грибами, вдруг видит, бежит лошадка («Лошадка»). Пчелка сначала испугалась, выпустила жало («Иголочка», потом поняла, что ей не угрожает опасность и дальше наслаждается запахом грибов. Вслед за лошадью шёл важный индюк («Индюк»). Луше стало интересно и она полетела за индюком. Заметила цветы и подлетела к ним.
2. Дыхательная гимнастика. Развитие речевого дыхания
Логопед: Давай подуем на каждый цветок и посмотрим куда полетит Луша дальше. Инструкция: (Вдыхаем носом, выдыхаем через рот губы в трубочку, плечи не поднимаем, щеки не надуваем)
Ребёнок выполняет дыхательную гимнастику.
Логопед: Луша полетела дальше, Тимур, пойдём за ней. Ой, пчелка прилетела к кукле, а зовут её Лада. Только она ни как не может назвать своё имя правильно, потому что не знает как произносить звук [Л]. Тимур, что же делать как быть, как помочь кукле?
3. Анализ артикуляции звука, характеристика звука. Закрепление представления о правильном артикуляционном укладе при произношении звука [Л].
Ребё нок: Я расскажу и покажу как нужно произносит звук [Л].
Логопед: Давай ей поможем с помощью схемы.
Ребенок: При произношении звука [Л]. губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами. Звук [Л] согласный, потому что во рту есть преграда. При произнесении звука [Л] горлышко дрожит, значит звук [Л] звонкий. Звук [Л] твёрдый.
Логопед: Тимур, произнеси звук [Л].
Ребё нок: Л – Л – Л – Л – Л
( Аудио запись куклы: Меня зовут Лада).
Логопед: Ты молодец, теперь Лада, точно, научилась правильно говорить своё имя. А пчёлка Луша уже полетела дальше, пошли за ней. Посмотри, здесь лежит ручка и листочек, а на листочкестишок, только в каждой строчке нет последнего слова, нужно поучиться сочинять стихи. Тимур, придумай слово в рифму и повтори всё стихотворение. Не забывай чётко и правильно произносить [Л].
4. Упражнение «Доскажи словечко». Закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в словах.
Логопед: Ла-ла-ла, вкусный мед несет.
Ребенок: (пчела).
Лу-лу-лу, мы увидели…
Ребенок: (пчелу).
Лы-лы-лы, испугались мы…
Ребенок: (пчелы).
Ло - ло -ло, убежали
Ребёнок (далеко).
Логопед: Здорово у тебя получилось! Отправляемся дальше за Лушей.
5. Упражнение «Раздели слова на слоги». Отрабатывание умения делить слова на слоги, закрепление умения выделять слова со звуком [Л] среди других слов.
Логопед: Прилетела к пруду, возле него лодки стоят, а в пруду плавают разные картинки, нужно поймать только те картинки в которых есть звук [Л] и сложить их в лодки, прежде чем положить картинки, нужно посчитать сколько слогов в каждом слове и разместить их по количеству сидений в лодке. (Ребёнок выполняет задание).
Логопед: Какой ты молодец, наше путешествие становится всё интересней. Пошли за Лушей, куда же она нас приведёт на этот раз?
6. Дидактическая игра «Где спрятался звук». Закрепление умения определять положение звука [Л] в словах.
Логопед: Луша прилетела к кочкам и мы приплыли. На кочках звуковая решётка. Что нужно сделать в этом задании?
Ребё нок: Определить место звука [Л] в словах : в начале, в середине или конце слова. (Ребёнок выполняет задание).
Логопед: Здорово! Продолжаем путешествие! Куда же прилетела Луша?
7. Упражнение «Клоун Чудак». Закрепление навыка правильного произношения звука в предложениях, закрепление согласования слов в предложении.
Мы оказались в цирке, а вот и клоун Чудак. Давай послушаем, что же он нам приготовил? (Аудио запись клоуна)
Логопед: Салат ел Милу.
Ребенок: Мила ела салат.
Логопед: Пол упал на стул.
Ребенок: Стул упал на пол.
Логопед: Лук полол Милу.
Ребенок: Мила полола лук.
Логопед: Улей спрятался в пчелах.
Ребё нок: Пчёлы спрятались в ульи.
Логопед: Ну и рассмешил нас клоун.
Логопед: Тимур, что такое улей?
Ребё нок: Улей это домик для пчёл.
Логопед: Вот и Луша прилетела в свой дом. А что же тут лежит? (Ребёнок достаёт конверт с разрезными картинками). Давай попробуем собрать их.
IV. Заключительная часть
Игра «Разрезные картинки». Развитие целостного восприятия
(Ребенок собирает разрезные картинки).
Логопед: Получилась фотография Луши, давай её подарим пчёлке.
Молодец Тимур! Луша очень довольна. Пора прощаться с Лушей. Наше путешествие закончилось.
V. Итог занятия.
Логопед: Тимур, тебе понравилось путешествовать? А что тебе больше всего понравилось? Встречались ли тебе трудности? Какие? (Ребёнок высказывает свои радости и трудности).
Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?
Ребенок: Сегодня на занятии мы повторяли звук [Л].
Логопед: Как правильно он произносится?
Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.
Логопед: Какой он?
Ребенок: Звук [Л] согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Умница! Спасибо за работу!