Лидия Толмачева
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов песочной терапии «Автоматизация звука [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Автоматизация звука [Л]
в словах, словосочетаниях, предложениях».
Задачи
Коррекционные:
- совершенствовать умение употреблять звук «Л» в словах, словосочетаниях, предложениях.
Образовательные:
- расширять словарь прилагательных;
- закреплять умение подбирать прилагательные к существительным;
- закреплять умение употреблять слова в дательном и родительном падежах.
Развивающие:
- развивать фонематический слух: умение слышать звук «Л» в слове и определять его место;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов песочной терапии „Автоматизация звука [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику и игры с песком.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность во время игр с песком.
Материал: песочница (ящик с песком, фигурки животных (слон и лошадка, стеклянные камешки, защищённые карточки (пол, волны, пилот, клоун, колодец, иволга, иголка, колпаки, палатка, наклейки.
ХОД РАБОТЫ
I часть.
- Давай поздороваемся с песочком!
Ребёнок и логопед кладут руки на песок, здороваются с ним: пересыпают из ладони в ладонь, зарывают ладонь в песок, обсуждают что они ощущают, какой песок: шелковый, приятный, сыпучий.
- В нашей Песочной стране живут двое друзей: это Слон и Лошадка. Что общего в именах двух друзей? Послушай внимательно: Слллон… Лллошадка… (Утрированно произнести названия животных.) (Ответ ребёнка: в этих словах есть звук [Л])
Да, именно с этим звуком мы сегодня будем продолжать учиться произносить слова и предложения.
II часть.
- Для начала давай поможем Слону и Лошадке добраться друг ко другу – расчистим для них дорожку.
Необходимо длительной плавной воздушной струей образовать на песке дорожку от одного животного до другого.
- А чтобы наш Язычок чётко произносил звук [Л] во всех словах, ему необходимо сделать зарядку. А в этом ему будут помогать наши ладошки и Песок!
Артикуляционные упражнения выполняются одновременно с пальчиковой гимнастикой.
Арт. упражн. : Иголочка, Лопатка. Пальч. упражн. : Обе руки находятся в песке. При упражнении Иголочка ладошки напрягаются, пальцы сжимаются вместе. При упр. Лопаточка - ладони расслабляются.
Арт. упражн. : Качели. Пальч. упражн. : Указательными пальцами обеих рук в такт движениям языка проводить дуги по песку в том же направлении.
Арт. упражн. : Маляр. Пальч. упражн. : Ребром обеих ладоней раздвигать песок до донышка.
Арт. упражн. : Орешки. Пальч. упражн. : Руки сжаты в кулак, кулак поставлен на ребро. Проводить круговые движения в такт движения языка.
Арт. упражн. : Лошадка. Пальч. упражн. : Пальцами обеих рук в такт движениям языка «скакать» по песку.
Арт. упражн. : Грибок. Пальч. упражн. : Удерживая язык в положении «Грибок», указательным пальцем правой руки нарисовать гриб, затем то же – указательным пальцем левой руки.
- Попробуем с тобой найти, где именно живёт звук [Л] в именах наших друзей Слона и Лошадки: в начале, в середине или в конце.
Произнося медленно слово, вести указательным пальцем по песку, образуя дорожку, а там, где утрированно произносится звук [Л], нарисовать кружок. По получившейся схеме наглядно видно, где находится звук.
- В нашей Песочной стране спрятаны «сокровища» и нам предстоит их найти.
Игра «Загадки и сокровища». На столе разложены карточки (пол, волны, пилот, клоун, колодец, иволга, иголка, колпаки, палатка). В песке спрятаны «сокровища». Логопед загадывает загадку, а ребёнок находит среди предложенных карточек ответ. Для того, чтобы отметить карточку, ребёнок находит «сокровище» в песке и кладёт на карточку.
По нему идут,
Он и там и тут,
И запомнить так легко:
Он всегда под потолком! (Пол)
В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде…(Волны)
Держит он штурвал в руках.
В кресле сидя, в облаках
Совершает он полёт.
Потому, что он… (Пилот)
Всех смешит, такой веселый-
Догадался? Это… (Клоун)
Он построен под землёй,
Поит свежей всех водой. (Колодец)
Птица с ярко-жёлтой грудкой,
Чёрный верх. Незлобный вид.
Но рассердится – и жутко
Кошкой птица закричит. (Иволга)
Шить без меня не будет толку,
Потому что я…(Иголка)
Буратино был чудак
И носил всегда… (Колпак)
Этот дом в поход берут,
На спине его несут. (Палатка)
- А теперь поиграем: я показываю карточку, а ты рассказываешь каким бывает то, что на ней изображено. Постараемся найти такие описания, в которых есть звук [Л] и, найдя, вернём «сокровища» в Песочную страну.
Ребёнок называет прилагательные, логопед помогает найти прилагательные со звуком [Л]. Ребёнок называет получившиеся словосочетания, постепенно возвращая «сокровища» в песочницу. Словосочетания: гладкий пол, голубые волны, смелый пилот, весёлый клоун, глубокий колодец, жёлтая иволга, колкая иголка, полосатый колпак.
- Молодец! Давай подарим наши карточки поровну Слону и Лошадке.
Игра «Кому – что». Ребёнок вставляет по 1 карточке в песок рядом со Слоном и Лошадкой, произнося предложения: «Слону – весёлого клоуна», «Лошадке – колкую иголку» и т. д.
III часть.
- Понравилось ли тебе в Песочной стране? Выбери для себя наклейку: если ты с лёгкостью справилась со всеми заданиями – возьми красный цветок, если были трудности – синий.