Наталья Мальцева
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации [Р-Р’] на этапе введения в связную речь
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) Повышение уровня речевой подготовки;
2) Автоматизация звука [Р — Р'] в слогах, словах, и предложении.
Способ организации: активно-деятельностный.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (подготовительная группа).
Задачи:
Образовательный аспект:
1)Развитие умения ощущать положение артикуляционного аппарата;
2)Воспроизводить отдельные движения по инструкции;
3)Формирование навыков дифференциации;
4)Закрепление и уточнение словаря и обобщающих понятий.
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации [Р-Р’] на этапе введения в связную речь» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1)Развитие фонематического слуха;
2)Развитие творческого воображения;
3)Развитие фантазии;
4)Развитие умения выражать мысли полным ответом;
5)Развитие лексико - грамматического строя речи;
6)Развитие мелкой моторики;
7)Развитие коммуникативных способностей.
Воспитательный аспект:
1)Воспитывать самоконтроль над речью;
2)Воспитывать желание правильно говорить;
3)Коррекция личности в целом;
4)Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям.
Коррекционный аспект:
1)Работа над силой голоса;
2)Длительное произношение звука [Р]
3)Развитие моторики артикуляционного аппарата;
4)Продолжать работу над правильным произношением [Р - Р'] в слогах, словах, и предложении;
5)Продолжать учить дифференцировать звуки [Р - Р'] в собственной речи и на слух.
Приветствие. Эмоциональный настрой на совместную деятельность Организационный момент:
-К нам пришли гости.
-Кто к нам приходит в гости? (Друзья).
-Как мы приветствуем друзей? (Киваем, здороваемся).
-Что означает слово «Здравствуй»? (Пожелание здоровья).
Ситуативный разговор.
Совместная деятельность:
•Активизация деятельности ребёнка, посредством аурикулярного массажа;
•Лицевого массажа;
•Элементов артикуляционной гимнастики Комплексный массаж:
Подготовим язычок к работе:
«Мой язык похож но лист,
Что упал с берёзки вниз,
Широкий, мягкий, плоский,
Совсем как лист берёзки («Лопатка»).
Прыгают по мягким листьям,
Зайцы, белочки и лисы («Пя -пя- пя»).
Листья высохли, свернулись,
Краешки их вверх загнулись («Чашечка»).
В лужах листья там и тут,
Словно лодочки плывут («Маляр»).
Ветер листья подхватил, поднял вверх, подул, завыл («Д-д-д»).
На листочке жук сидит, звонким голосом жужжит («Ж-ж»). Потрясём листок слегка, чтоб стряхнуть с него жука. («Мотор»)».
И чтоб не зевать со скуки, потёрли ушки, щёки, руки.
Работа над темой
1. Произношение звука в изолированном виде:
-Покажи, пожалуйста, как работает сломанный мотор (тр - тр - тр);
-А исправный (р - р - р).
-Сегодня мы продолжаем работать с этим звуком, и отправляемся в полёт на самолёте.
2. Анализ артикуляции.
-Что мы делаем, чтобы включился мотор? Какие движения выполняем?
Губы - полураскрыты;
Зубы - разомкнуты;
Язык - широкий кончик поднят вверх, и вибрирует.
Проблематизация ситуации. Фонематический слух.
-Чтобы хорошо слышать как работает наш мотор, хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [ Р]. Обязательно повторяй за мной:
Р Ж Б Р
ЖА РА БУ РЫ
БАРАН КОШКА КОРОВА СОБАКА
-Молодец, если произойдёт неисправность мотора, ты сразу услышишь.
Продуктивная деятельность.
1. Произношение звука в слогах. Развитие мелкой моторики.
-Чтобы крепче пальчики руль держали, сделаем зарядку: пальчики друг с другом поздороваются
ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ, и обратно:
АДР-ОДР- УДР- ЫДР.
2. Произношение звука [ Р] длительно. Отгадывание фонематической загадки:
-Повторяй слова, чтобы наш самолёт завёлся и полетел:
«Диспетчер начал свой отчёт, на 10 полетел наш самолёт»:1, 2, 3, 4….
-Пилот-ты, а кто будет помощником, отгадай загадку:
«Голову в песок зарыл, хвост пушистый распустил, я догнать его пыталась, но быстрее ветра… страус.
Рассуждение, умозаключение.
1. Произношение слоговой таблицы. Автоматизация [Р- Р'] в слогах.
Дидактическая игра «Помоги страусу пролететь через поляну».
-Первого пассажира надо перевезти через поляну. Встанешь на чёрный квадрат, говоришь-ДРА, встанешь на белый квадрат - ДРЮ.
-Если язычок споткнётся, страусёнок твой назад вернётся.
2. Закрепление звука в словах. Развитие фонематического слуха.
-В поездку на самолёте собралось много желающих.
Выбери в одну кучку зверей со звуком [ Р ] – [ Р' ], а в другую сторону отложи животных, в названиях которых звук отсутствует.
Активизация умственной активности.
1. Закрепление звука [Р-Р’] в предложении. Развитие активного словаря.
Д/игра «Колесо».
-Назови одним словом всех, кого мы перечислили.
-Все звери, которых мы назвали, решили покататься на колесе. Составим предложение по картинке, ответив на вопросы:
-В каком из названных слов присутствует звук [
Р]?
-Что поросёнок делает?
-Катается на колесе когда? Какое время года изображено?
-Значит, как можно составить предложение?
Уточнение и актуализация словарного запаса. Использование в речи существительных с предлогами: ЗА, НАД, ПОД, В.
-Покатавшись на колесе, звери спрятались, и хотят поиграть в прятки.
-Составь предложение, где спрятались животные?
Поросёнок Хрюша сидит около (рядом) с корытом.
Рыба плавает в воде.
Собака спряталась за конуру.
Стрекоза летит над камышами.
Мартышка сидит на ветке.
Поддержание атмосферы заинтересованности ребёнка, элемент нестандартной ситуации.
Понимание смысла предложений, определение взаимоотношений действующих лиц, реальность изображённых ситуаций.
Д/игра «Исправь ошибки».
- Но этих картинках звери перепутали свои роли, и просят исправить ошибки. Составь правильные предложения:
Курица поймала лису – лиса поймала курицу.
Собака убегает от кролика – кролик убегает от собаки.
Крыса ловит кошку – кошка ловит крысу.
Уточнение и актуализация словарного запаса
1. Развитие мелкой моторики. Сосредоточение на листе бумаги. Развитие внимания.
Д/игра «Узнай, кто, где живёт?»
-Все пассажиры готовы лететь обратно.
-А знаешь ли ты, куда их надо доставить?
-Проведи пальчиком по стрелочке, и найди ломики зверят.
-Дай ответ полным предложением:
Собака живёт в конуре.
Лиса живёт в норе.
Медведь живёт в берлоге.
Белка живёт в дупле.
2. Употребление обобщающих понятий.
Д. игра «Кто лишний?»
-Назови животное, которое лишнее среди названных.
-Объясни, почему?
Развитие словесно-логического мышления 1. Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.
- А как назвать их домики во множественном числе?
Собака (и) живёт (ут) в конуре (ах).
Корова (ы) живёт (ут) в коровнике {ах).
Свинья (и} живёт (ут) в свинарнике (ах).
2. Закрепление звука в [Р – Р'] предложении. Дифференциация соноров.
-Чтобы завести мотор, необходимо произнести волшебные слова про наш самолёт:
-Лайнер отправляется в полёт, лайнер пассажирский самолёт, ростом лайнер с 3х-этажный дом-полетишь и ты на нём!Руки в стороны-в полёт, отправляем самолёт! Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд, полетел наш самолёт!
Сюрпризный момент.
Итог занятия. Работа над голосом. Употребление слов, обозначающие признаки, и имеющие противоположное значение.
-Мы доставили пассажиров обратно, вернули их в свои домики.
-Скажи, пожалуйста, с каким звуком мы сегодня работали? ([Р])
-На чём мы летали? (На самолёте).
-На каком мы самолёте летали? { На большом).
- А как мы скажем про этот самолёт? Какой он? (Маленький)
-Назови его ласково. (Самолётик).
-А тебе понравилось изображать самолёт?
-А какая игра тебе ещё понравилась на занятии?
-А в какую игру ты поиграешь с детьми в группе, с папой-мамой?
-Что тебя сегодня удивило на занятии?
-А мне понравилось, как ты играл в …
-А на что похож этот предмет? (На самолёт- ручку).
-Я дарю тебе эту ручку за отличное занятие, и пусть она напоминает тебе о нашей дружбе в детском саду.
-А наших пассажиров мы угощаем сухим пайком.
-Спасибо за внимание!