Вера Балюк
Развиваем связную речь дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы отмечается значительное увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.
Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Публикация «Развиваем связную речь дошкольников» размещена в разделах
Из опыта работы мною было замечено, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в тоже время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при подготовке ребенка к школе три важных компонента: общение, игру и обучение.
За многолетнюю практику мною использовались разнообразные игры, способствующие развитию связной речи детей.
Многие из этих игр в дальнейшем были предложены родителям для совместного проигрывания с детьми дома, приведу некоторые из них:
- Разнообразные игры на описание предметов, находящихся дома, на улице. Они могут стать подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказаться прекрасным средством обогащения словаря детей. Так например в играх «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из чего сделано?» и других (их можно придумать вместе с ребенком) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать ее, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее).
- Хорошо развивает речь детей чтение и дальнейшее обсуждение прочитанного. Отложите все дела и почитайте ребенку. Читать надо неторопливо, четко, выразительно. После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций.
- Одним из способов развития связной речи был рекомендован совместный просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится.
- Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Например, как ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т. д.
- Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно.
- Спрашивайте у ребенка, как прошёл день в детском саду, как ему понравилась прогулка с вами, поход в гости… Не удовлетворяйтесь односложными ответами. Просите его объяснить, подумать вслух, почему что-то происходит именно так, а не иначе.
- Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Заключение:
Исходя из многолетнего опыта, родителям предлагаются разнообразные игры, способствующие развитию речи, в которые можно поиграть в домашних условиях и акцентиролванно внимание, на том,что для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий:
- Необходимо больше разговаривать со своим ребенком;
- Необходимо использовать любые подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком;
- Заниматься с ребенком ежедневно. Продолжительность занятий не более 20 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут-с детьми 6-7 лет;
- Не нужно стараться ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту;
- В общении с ребенком очень важно следить за своей речью. Говорить с ним не торопясь, при чтении не забывать о выразительности, объяснять ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте, давать ребенку только правильные образцы речи;
- Поощряйте малыша, чаще хвалить его, радоваться его успехам, подбадривать его, если что-то не получается;
- Своевременно устранять недостатки речи ребенка. Стремиться указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминать ему: говорить надо внятно, четко и не спеша;
- Не оставлять без ответа вопросы ребенка.
Если родители будут соблюдать эти правила, ребёнок научится говорить грамотно и красиво.