Татьяна Круликовская
Индивидуальное занятие логопеда с детьми с нарушением зрения. Игры с песком при автоматизации и дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия логопеда с детьми с нарушением зрения. Игры с песком при автоматизации и дефференциации звуков.
Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с].»
Логопед : Сидорова Лидия Трифоновна. МБДОУ ЦРР Д/с № 11 «Подснежник», г. Якутск
Задачи:
Образовательные:
-развивать логическое мышление, воображение, память;
Публикация «Индивидуальное занятие логопеда с детьми с нарушением зрения, Игры с песком при автоматизации и дифференциации звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры с песком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
-стимулировать развитие речи с помощью художественно-эстетических средсв и умений выражать свои мысли и чувства;
-знакомить с народной сказкой;
- совершенствовать интонационную сторону речи;
-закреплять навык использования прямой и косвенной речи;
Коррекционные:
-закреплять умение слышать и выделять звук [ш] в потоке других звуков;
-закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове;
-закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];
-продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;
-продолжать учить пересказывать текст с опорой на драматизацию событий;
-развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
-развивать пространственное воображение;
-развивать глазодвигательную функцию;
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка;
-воспитывать аккуратность, коммуникативность;
-создавать предметно-развивающую среду;
Оборудование:
Песочница с сухим песком размером 100 х 140 х 8 см;
песочница с мокрым песком размером 100 х 140 х 8 см, дно и борта окрашены голубым цветом;
щёточка (широкая кисточка, валик, палочка, спиртовые салфетки;
деревянные листики, камешки, ракушки, счётные палочки;
мелкие игрушки (груша, слон, мишка, лягушка, собака, лиса, кошка);
фигурки настольного театра (старушка, лиса, горшок со сметаной (белый пластилин, куст, дом);
символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «сдувается воздушный шар»;
схематичные рисунки «мышь» и «воздушный шар»;
схемы правил поведения в песочнице;
совок, веник, щётка для разравнивания песка.
Предварительная работа:
Подбор речевого материала и игрушек, знакомство с адаптированной сказкой «Лиса и горшок» : рассматривание иллюстраций, чтение, перессказ, создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство со схемами правил поведения в песочнице.
Ход занятия:
Первый этап в песочнице с сухим песком. Ребёнок стоит у стола с песочницей, логопед располагается напротив. «Здравствуй, Даша. Посмотри на схему и расскажи правила поведения игры в песочнице».
-«Нельзя брать песок в рот. Нельзя кидаться песком. Песок не должен высыпаться из песочницы. Отряхивать руки и играть можно только над песочницей. После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».
После этого ребёнок и педагог кладут руки на сухой песок, здороваются с ним, делятся своими тактильными ощущениями: приятный, желтый, сыпучий, шелковый, твердый.
Зрительная гимнастика:
Посмотрите, в магазине Движения глазами влево - вправо,
Все игрушки на витрине: вверх – вниз за указкой.
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата.
Все на полочках сидят, Сомкнуть веки.
Поиграть они хотят.
Логопед : Сегодня на занятии мы следим за правильным произношением звуков [с] и [ш].
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Логопед : «Если ты услышишь звук [ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей». Ребёнок выполняет соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд согласных звуков.
Автоматизация изолированных звуков.
Логопед : «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш». Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет 2-3 раза.
Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.
Логопед предлагает ребёнку построить на песке из листочков дорожку (выложить их в ряд, змейкой или по кругу).
Логопед : «Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй «сва-сво-сву», «сма-смы-смо», «ску-ско-ска» и т. д.
А теперь рядом построй дорожку из камешков и ракушек, шагай по ней и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту-шта». (Можно повторять слоги с оппозиционными звуками «сма-шма», «шка-ска», «сву-шву». Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука).
Автоматизация и дифференциация звуков в слове.
Логопед предлагает ребёнку закрыть глаза и быстро закапывает в разных местах песочницы мелкие предметы и игрушки. Ребёнок открывает глаза и слушает задание взрослого : «В песочнице для тебя закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [с] и [ш] произноси правильно».
Далее логопед выкладывает на песок в противоположные стороны два символа звуков и даёт инструкцию : «Разложи игрушки к картинкам: со звуком [с] – к «насосу», со звуком [ш] – к «шарику». Назови, с каким звуком игрушек больше».
Автоматизация и дифференциация звуков во фразе.
Логопед : «Из палочек, камешков, ракушек в левом верхнем углу песочницы выложи девочку. Придумай ей имя со звуком [с]».
Даша: «Соня, Саша, Света».
Логопед : «Соня нарисовала воздушный шар. Возьми палочку и нарисуй на песке справа внизу от Сони свой воздушный шар.
Придумай предложение про Соню и воздушный шар, звуки [с] и [ш] произноси правильно».
Даша: «Соня купила воздушный шар. Соня надула воздушный шар. Соня нарисовала воздушный шар. Соне купили воздушный шар».
(Аналогично работа проходит с рисунком и словом «мышь»).
Физминутка:
Это правая рука (ребенок смотрит на кончики пальцев правой руки)
Это правая нога (ребенок смотрит вниз на правую ногу)
Ухо правое у нас (ребенок смотрит вправо)
А вот это правый глаз (ребенок ладонью закрывает правый глаз)
Это левая рука,
Это левая нога,
Ухо левое у нас,
А вот это левый глаз
Кулачками постучим (руки вытянуты вперед)
Повернемся, замолчим (руки опустить)
После этой работы в сухой песочнице, логопед и ребёнок переходят к песочнице с мокрым песком, дно и борта её окрашены голубым цветом. Начинается второй этап занятия. Стоит отметить, что в песочнице заранее ребёнком, взрослым или ими обоими подготовлена предметно-игровая площадка для драматизации сказки:
ложечкой выкопаны три ямки, имитация грядок на огороде;
валиком сделан ров, так чтобы виден был голубой фон дна, имитация реки;
расставлены герои (лиса, старушка с горшком сметаны);
размещены дом, куст и семена.
Драматизация сказки «Лиса и горшок».
Логопед предлагает ребёнку самостоятельно рассказать и показать сказку «Лиса и горшок». Ребёнок рассказывает, выполняя по ходу действия героев:
«Вышла старушка в огород семена сажать и спрятала в кустах горшок со сметаной (ребёнок вкладывает в руки фигурке горшочек, помогает отнести под куст, берёт камешки, кидает в ямки-грядки и закапывает). Подобралась к горшку лиса (имитирует фигуркой движения лисы).
Всунула в горшок голову и съела всю сметану (белый пластилин – «горшочек» - крепит на морду лисы). Но вот беда - никак голову из горшка не вытащит (имитирует движения лисы). Говорит лиса: "Пошутил горшок, да хватит, отпусти!" Не отстаёт горшок. Рассердилась лиса: " Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю!" (двигает фигурку лисы к имитации реки). Стала лиса в реке горшок топить. Но горшок утонул вместе с лисой (бросает фигурку лисы в реку).
Логопед : Даша, вспомни все слова со звуком [с] из сказки, затем со звуком [ш].
Итог занятия :
Логопед : Какие звуки мы различали на занятии? Чем различаются звуки? Что тебе понравилось на занятии? И следуя правилам, наведем порядок в песочнице.