Ольга Фомичева
Индивидуальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш] — [С] в словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять умение дифференцированно употреблять звуки [Ш] и [С] в словах, предложениях.
Задачи:
1. Закреплять умение дифференцировать звуки [Ш] и [С] на материале слов, предложений, стихотворения.
2. Закреплять умение составлять предложения, используя предметные картинки.
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие „Дифференциация звуков [Ш] — [С] в словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
3. Уточнить знания об одушевлённых и неодушевлённых предметах (отобрать картинки, которые отвечают на вопрос «Кто?» и картинки, которые отвечают на вопрос «Что?»)
4. Развивать воображение, внимание и память ребёнка.
Лексический материал:
Слова : кошка, собака, машина, подушка, мышка, чашка, карандаш, карусель, маска, носорог, сарафан, сосна, свеча, спичка, бусы, сумка, самовар, ромашка, гусеница, сова.
Слова : суд - шут, крыша - крыса, шайка - сайка, миска - мышка, кашка - каска, масса - Маша.
Стихотворение
«Шутка»
Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
За кругленькой катушкой
Следит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
Наглядный материал:
Картинки: кошка, собака, машина, подушка, мышка, чашка, карандаш, карусель, маска, носорог, сарафан, сосна, свеча, спичка, бусы, сумка, самовар, ромашки, гусеница, сова.
Упражнения для пальчиковой гимнастики:
«Кошка» - средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
«Кошка мяукает» - сделать «Кошку», а потом разводить - сводить средний и безымянный с большим пальцем, произнося «мяу - мяу».
«Мышка» - средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
«Мышка спит» - сделать «Мышку», а потом разводить - сводить средний и безымянный с большим пальцем, произнося «Пи - пи - пи».
«Собака» - правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец опущен вниз.
«Собака лает» - правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Ход занятия
1. Пальчиковая гимнастика
- Наши пальчики сегодня расскажут одну историю. Приготовь свои пальчики. Я буду рассказывать историю и показывать движения пальцами, а ты будешь повторять за мной только движения.
«Жила - была кошка (Упр. «Кошка»). Утром кошка вышла во двор. На улице светило солнышко и было очень тепло. Кошка от наслаждения потянулась и громко мяукнула (Упр. «Кошка мяукает»). Это услышала мышка (Упр. «Мышка»). Она очень испугалась, запищала (Упр. «Мышка пищит»). И побежала прочь от кошки. Но тут она увидела большую собаку (Упр. «Собака»). Вдруг собака громко залаяла (Упр. «Собака лает»). Мышка от страха спряталась в норке и затаилась. А кошка и собака пришли к нам в гости и принесли тебе вот такие картинки.
Выложить перед ребёнком картинки кошки и собаки, а также другие предметные картинки.
- Но картинки у них упали, все перемешались и они не смогли вспомнить, кто какие картинки нёс. Давай попробуем разложить их. Собачка несла картинки, в названии которых есть звук [C]. а кошка несла картинки в названии которых есть звук [Ш].
Ребёнок раскладывает картинки, называя предметы, изображённые на них.
- Машина, подушка, мышка, чашка, карандаш, карусель, маска, носорог, сарафан, сосна, свеча, спичка, бусы, сумка, самовар, ромашка, гусеница, сова.
По ходу задания уточняются значения некоторых слов.
2.
А теперь мы с тобой в одну сторону будем откладывать картинки, про которые можно сказать «Что?», а в другую сторону картинки, про которые можно сказать «Кто?».
Ребёнок выполняет задание, проговаривая: «Это кто? Собака» и т. д.
3.
- Сейчас я тебе покажу какую - нибудь одну картинку, а ты придумай предложение, в котором спрятался предмет, изображённый на ней.
Логопед показывает картинки, ребёнок составляет предложения (На столе стоит самовар. По листочку ползёт гусеница).
4.
Игра с мячом «Называй слова»
- Мы с тобой поиграем в игру. Я тебе буду бросать мяч и называть слова, в котором есть или звук [C] или звук [Ш], а ты будешь мне возвращать мяч и менять в слове только один звук - [С] на [Ш], а [Ш] на [С]. Если в моём слове будет звук [Ш], то ты должен, возвращая мне мяч поменять его на [C]. Если в моём слове будет звук [C]. то ты должен, возвращая мне мяч, поменять его на [Ш].
Суд - шут, крыша - крыса, шайка - сайка, миска - мишка, кашка - каска, масса - Маша.
5.
Разучивание стихотворения «Шутка»
- Сейчас я прочитаю тебе стихотворение. Оно называется «Шутка»
Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
За кругленькой катушкой
Следит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
- Вот такое стихотворение про озорного, игривого кота. А ты знаешь, что такое «Катушка»? (Небольшой деревянный бочонок, на который наматываются нитки).
- Теперь я буду тебе говорить по одному предложению, а ты повторяй за мной, чётко проговаривая все звуки.
Итог занятия :
- Сегодня мы с тобой повторили два звука [C] и [Ш], назвали много слов, в которых прячутся эти звуки, и начали учить весёлое стихотворение про озорного игривого котёнка.