Ольга Бабаева
Игры с предметными картинками в логопедической работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Предметные картинки значительно облегчают труд учителя-логопеда. Это незаменимый, эффективный и доступный инструментарий любого детского специалиста.
Игры с предметными картинками помогают :
• избежать скучного, но необходимого механического повторения речевого материала
• превратить занятие в игру, заинтересовывая тем самым ребят
• разнообразить взаимодействие с детьми
• эффективно решать коррекционные задачи
Публикация «Игры с предметными картинками в логопедической работе с дошкольниками» размещена в разделах
Для логопедических игр можно использовать любой набор предметных картинок. В моей копилке их достаточно много. Для удобства картинки разделены на группы :
• Предметные картинки по лексическим темам
• Предметные картинки с автоматизируемыми звуками в начале, середине и в конце слова
• Предметные картинки из магнитной азбуки
Удобно работать с картинками, не превышающими размер 6см х 10см. Сейчас в продаже имеются готовые наборы детских тематических картинок. Наборы также можно изготовить и самостоятельно.
С помощью этого несложного инструментария учитель-логопед, играючи, может решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи:
• Уточнение, обогащение и активизация словаря ребёнка;
• Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
• Автоматизация звуков на уровне слов, словосочетаний, фразовой речи;
• Формирование навыков звукового анализа;
• Развитие слуховой, зрительной памяти;
• Развитие умственных способностей ребё нка: умения систематизировать, сравнивать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Предлагаю вашему вниманию некоторые идеи.
1. «Запомни и повтори».
Цель игры : развивать слуховую память.
Логопед называет ребёнку три слова и просит запомнить их. Ребёнок, прослушав слова, повторяет их и выкладывает картинки в том порядке, в каком слова были названы.
Более сложным вариантом игры является называние слов в обратном порядке. Если ребёнок справляется с тремя словами, можно количество слов каждый раз увеличивать на единицу, взяв за основу первоначальные три слова. Важно то, как слова преподносятся ребёнку. С целью лучшего запоминания, я рекомендую называть слова ритмично: х х х х, хх хх, х ххх, ххх х.
2. «Чётко называй и картинки выбирай».
Цель игры : развивать звуковой анализ слов, слуховое внимание.
Логопед предлагает ребёнку набор картинок и нацеливает на поиск слов с заданным звуком, например, только в начале слова. На начальном этапе работы картинки может называть логопед. Наиболее сложным уровнем является самостоятельное называние ребенком слов и отбор подходящих картинок.
3. «Чем похожи? Чем не похожи?»
Цель игры : учить находить общие и отличительные признаки предметов.
Предлагаем ребёнку сравнить две картинки, например, картинки волка и совы. Сначала нужно научить выделять несхожесть, а потом обсуждать сходство.
4. «Почему?»
Цель игры : учить выявлять простые причинно-следственные связи, развивать навыки фразовой речи.
Предложите ребёнку рассмотреть пару картинок, например, свежесрезанный и увядающий цветок. Попросите объяснить, что случилось и почему это произошло.
5. «Разложи по группам»
Цель игры : развивать словесно-логическое мышление.
Дайте ребёнку картинки с изображением предметов нескольких лексических тем (животные, птицы, растения и т. д.). Предложите разложить их по группам. Спросите, каких картинок больше, а каких меньше? Стопку с наибольшим количеством картинок можно использовать в следующей игре.
6. «Что пропало?»
Цель игры : развивать зрительную память.
В этой игре, обычно, я предлагаю ребёнку девять картинок и прошу разложить их по три в три ряда. Далее, ребёнок называет картинки по порядку («столбиками» или «строчками»). Параллельно ведётся работа по уточнению незнакомых слов. Даётся установка на запоминание. Просим ребёнка закрыть ладошками глаза и в это время убираем картинку (можно убрать две, всю «строчку» или «столбик» картинок). Ребёнок угадывает. Если же малыш не справляется, помогите ему подсказкой в виде загадки, загадки-описания о предмете, произнесением начального звука или первого слога.
7. «Повторюшки»
Цель игры : закреплять произношение вызванного звука в словах.
Для этой игры понадобится кубик от игры-бродилки и девять картинок, начинающихся с автоматизируемого звука (или со звуком в середине или в конце слова). Такое количество картинок необходимо для предоставления выбора ребёнку и обеспечения эффективной работы по закреплению звука.
Ребёнок произвольно раскладывает картинки перед собой, выбирает понравившуюся и бросает кубик. Нужно чётко, выделяя голосом звук, назвать слово столько раз, сколько точек выпало на грани кубика.
Так можно поиграть, называя и словосочетания, и самостоятельно придуманные чистоговорки, и предложения. Например,
Стол;
Письменный стол;
Ол-ол-ол- стол; ол-ол-ол - письменный стол; ол-ол-ол- мне купили стол и т. д.
8. «Багаж по вагонам!»
Цель игры : развивать умение делить слова на слоги.
Для игры понадобится изображение поезда с вагончиками с одним, двумя, тремя и четырьмя окошками и набор картинок.
Педагог предлагает ребёнку отправиться в путешествие на поезде и взять с собой необходимые вещи (предлагаем готовый набор картинок или даём ребёнку выбрать). Багаж нужно разложить по вагончикам. В вагончике с одним окошком поедет багаж-слово с одним слогом и т. д.
Если ребёнок знает цифры, вместо вагончиков можно использовать пронумерованные коробочки-чемоданчики.
Для поддержания интереса к игре и наиболее эффективной работы предлагаю сделать эту игру максимально оречевлённой. Так, у ребёнка можно поинтересоваться, куда отправляемся (на дачу, в деревню к бабушке, на море, на курорт, в другую страну и т. д.). Зачем будут нужны эти предметы? Как ты будешь их использовать? Чем ты будешь заниматься? Как выглядит местность и т. д. Таким образом, педагог параллельно готовит ребёнка к связному высказыванию.
9. «Назови, где картинка»
Цель игры : развивать умение правильно использовать предлоги в речи.
Предложите ребёнку разложить в ряд или в столбик шесть предметных картинок. Попросите его закрыть ладонями глаза. Уберите одну картинку, попросите открыть глаза. Спросите, какая картинка пропала и где она находилась. Помогите ребёнку, дайте образец ответа (Пропала ракета, она находилась между рыбой и розой и т. д.). В этой игре возможно использование предлогов перед, за, рядом с, между, после, под, над.
10. «Найди ошибку»
Цель игры : формировать навык звукового анализа слов.
Для игры необходимо взять такие картинки, написание названий которых не расходилось бы с произношением. Возьмём, к примеру, картинки, на которых изображены каток, чашка, батон, бидон, домик. Кроме этого, нужны заготовки схем. Сначала можно использовать звуковые (цветные) схемы, затем буквенные (в схеме прописана одна какая-нибудь буква). Предлагаем ребёнку установить соответствие между изображениями и схемами. Затем, в зависимости от возраста и способностей ребёнка, можно предложить более сложные слова и схемы, например, с йотированными гласными буквами, мягким знаком, стечением согласных.