Аида Кураева
Дидактические игры в логопедической работе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.
Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребёнка с целью коррекции ее различных дефектов.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Опыт работы, практика
- Темочки
У детей с недоразвитием фонетической стороны речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Это ограничивает речевое общение детей. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с недоразвитием фонетической стороны речи. Поэтому перед логопедом помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться употребления их в связной речи.
Дидактические игры («Овощи», «Фрукты», «Одежда») можно использовать при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоят материал можно провести игры.
Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) :
Огурец-огурчик
Помидор-помидорчик
Банан – бананчик …
Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имен существительных) :
Огурец – огурцы
Помидор – помидоры
Баклажан – баклажаны
Яблоко – яблоки
Банан – бананы
Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных) :
Сок из малины – малиновый.
Сок из вишни – вишневый.
Варенье из малины – малиновое.
Варенье из вишни – вишневое.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.
Фрукты: лимон, огурец, банан, персик.
Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.
Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чьё?» (употребление притяжательных местоимений) :
Это чья шапка? – Моя.
Это чьи перчатки? – Мои.
Это чей шарф? – Мой.
Это чьё пальто? – Моё.
Дидактическая игра «Подбери признак»
Куртка (какая) – Красная, теплая… .
Сапоги (какие) – Коричневые… .
Шарф (какой) – Теплый… .
Дидактическая игра «Кто что делает?» (соотносить действия людей с их профессией) :
Врач – лечит…
Повар – варит, жарит, режет, трет…
Учитель – учит…
Продавец – продаёт…
Дидактическая игра «Скажи по-другому» (подбирать слова, близкие по значению)
Например «красивый» - хороший, прекрасный, милый, чудесный …
Дидактическая игра «Что знаешь - расскажи» (обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями)
Логопед предлагает рассказать все что дети знают про котё нка: маленький, шустрый, пушистый, усатый; сидит, мяукает, прыгает, бежит, кусается, царапается.
Дидактические игры не только способствуют преодолению речевых недостатков, обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу.