Елена Лобынцева
Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками
Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.
Публикация «Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.
Выделение и осознание смысловых связей слов и словосочетаний о труде можно сформировать у старших дошкольников, соблюдая следующие условия:
• системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;
• ознакомление с семантическими компонентами пословиц и поговорок на основе приобретенного детьми опыта смыслового анализа слов и словосочетаний;
• введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова.
На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать мотивационные установки:
- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";
- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";
- подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";
- соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде. ?";
- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит трудиться".
Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.
Примеры работы над пословицами и поговорками про труд и трудолюбие.
1. Обсуждение с детьми пословиц :
— О каком человеке говорят: «Кто много лежит, у того и бок болит», «Крутится, как белка в колесе», «Под лежачий камень вода не течет»?;
— В какой ситуации мы говорим: «Птицу узнают в полете, а человека в работе», «Работе время, а потехе час», «Кто спешит, тот людей смешит»?;
— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы : «Тише едешь, дальше будешь», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Лень к добру не приводит»?;
— О какой черте человека говорится в таких пословицах : «Делали наспех и сделали на смех», «Без терпенья нет уменья», «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;
— От чего предостерегают такие пословицы : «За все браться – ничего не сделать», «Думай с вечеру, что делать поутру», «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Глаза страшатся, да руки делают»?
2. Составление правил к поговорке «Не учи безделью, а учи рукоделью». Например: дети могут предложить:
- Не бездельничай.
- Учи и учись сам.
- Не бездельничай с другими.
- Помогай своим друзьям.
- Учи младших по возрасту.
3. Составление словосочетания или предложения к пословице
«Капля мала, а по капле море»
- маленькая капля;
- большое море;
- много капель;
- одна капля в море;
- море из капель
4. Игра «Подбери слово».
Кончил дело – гуляй …
Кто… тот людей смешит.
Меньше слов, да больше…
Без печи холодно, без хлеба…
Не будет хлеба, не будет и…
Ответы: Дела, спешит, смело, голодно, обеда.
5. Подбор пословиц к сказкам
Логопед читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, басни, рассказы, к которым её можно отнести.
Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду – басня Крылова «Стрекоза и муравей»
Труд человека кормит, а лень портит – сказка «Морозко»
Крой да песни пой – сказка «Храбрый портняжка»
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись – рассказ Носова «Мишкина каша»
Цыплят по осени считают – рассказ Носова «Огородники»
Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».
6. Выбор правильной пословицы
«Спор медвежат». Логопед рассказывает детям, что однажды друзья начали спорить: «Какая пословица лучше?»
Маленькое безделье, лучше большого дела.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Большое безделье лучше маленького безделья.
Маленькое безделье лучше большого безделья.
Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).
7. Выбор подходящей пословицы
Логопед предлагает детям послушать рассказ «Для чего человек работает».
Трое работников строили дом. К ним подошё л старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил : «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».
К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», обосновывая свои ответы.
8. Инсценировка пословиц.
Предлагается детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы :
Меньше слов, да больше дела.
Много спать – дело не знать.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Пчелка маленькая, а и та работает.
9. Выбор лучшей пословицы
Какая пословица лучше подходит к басне Крылова «Стрекоза и муравей»?»
Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду
Белые руки чужие труды любят.
Кто много лежит, у того и бок болит.
Кто не работает, тот не ест.
Ленивому всегда праздник.
10. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.
Логопед предлагает детям составить ситуацию соответствующую пословицам
«Лето собирает, а зима поедает»,
«Поспешишь – людей насмешишь» и т. п.