Александра Крылова
Игровые технологии в работе с незрячими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями»
Ушинский К. Д.
Публикация «Игровые технологии в работе с незрячими дошкольниками» размещена в разделах
По данным ученых, речевые недостатки при дефектах зрения наблюдаются у слепых в два раза чаше, чем у нормально видящих.
Основным дефектом речи при слепоте является косноязычие, широко распространенное у слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди разновидностей косноязычия наблюдаются: сигматизм -- неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, щ, ж, ч) в различных вариантах; ламбдацизм - неправильное произношение звука л (замена его звуками у или в); ротацизм - недостатки произношения звука р; имеют место также нарушения произношения звуков д, т и др.
Недостатки произношения отрицательно влияют на речевую деятельность, ограничивают круг общения детей с дефектами зрения, а это затрудняет формирование ряда качеств личности или ведет к появлению замкнутости, аутизма, негативизма.
Отсюда становится ясной необходимость своевременной коррекционной логопедической работы со слепыми детьми.
Коррекционная работа со слепыми дошкольниками осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей. К последним относятся принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала.
В связи со сложностью работы с незрячими детьми, занятия с ними чаще всего проводятся индивидуально.
Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности.
В игре ребенок учится действовать в определенной ситуации, в игре развивается логика, воображение, внимание, память и конечно же речь. Игра – это ведущая деятельность детей, только нормально видящие дети проживают в игре то, что они уже проживали в реальной жизни, а дети с глубокими нарушениями зрения, наоборот учатся тому, как действовать в реальной ситуации.
Таким образом, можно выделить две основные задачи логопеда в его работе с незрячими детьми :
1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе с незрячими дошкольниками, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения слепых детей с различными речевыми расстройствами.
В своей коррекционной работе я использую различные игры, адаптирую их к индивидуальным особенностям слепого ребенка.
Приведу пример нескольких игр.
Игры на развитие артикуляционной моторики.
Как правило, такие игры слепому ребенку даются очень трудно, так как он не может увидеть, как правильно нужно действовать языком, губами. Здесь нужен особый подход и особые методы обучения.
Вкусное варенье.
Цель: Активизация мышц языка.
Оборудование: Кукла, немного сиропа или варенья.
Описание игры: Логопед ставит на стол куклу и предлагает ребенку обследовать ее. Логопед так же достает баночку варенья и рассказывает ребенку, что кукла очень не аккуратно ела варенье и испачкала губы. Далее логопед рассказывает, как надо слизывать варенье, широким языком провести по верхней губе вверх и вниз, и предлагает ребенку самому попробовать сделать это. Для расширения чувственного опыта ребенка можно использовать натуральное варенье или сироп.
Почистим зубки.
Цель: Активизация мышц языка.
Оборудование: Кукла или специальная логопедическая игрушка с открывающимся ртом и языком, настоящая зубная щетка.
Описание игры: Логопед демонстрирует ребенку куклу, дает ему ее обследовать. Логопед просит найти у куклы рот и предлагает научить куклу чистить зубы. Ребенок получает в руки зубную щетку, вместе с логопедом обследует ее, затем чистит зубы кукле. Далее логопед предлагает ребенку тоже почистить зубы, но только вместо щетки воспользоваться языком. Так же логопед объясняет ребенку, что чистить зубы нужно при открытом рте, следить, что бы язык скользил по верхним зубам влево и вправо, а нижняя челюсть и губы были неподвижны.
Игры на развитие физиологического дыхания.
Обонятельные и вкусовые ощущения, развиваясь в процессе таких игр, в определенной мере восполняют пробелы, возникающие в чувственном опыте при выпадении зрительных функций, и имеют компенсаторное значение.
Узнай фрукт (ягоду, цветок)
Цель: Закрепление представлений по теме «Фрукты». Развитие обоняния и глубокого вдоха.
Оборудование: Настоящие фрукты, обладающие достаточно сильным запахом: апельсин, банан, лимон.
Описание игры: На столе тарелка с фруктами. Логопед предлагает ребенку обследовать каждый фрукт, назвать его, понюхать и запомнить их запах. Затем логопед убирает тарелку и подносит к лицу ребенка по одному фрукту, спрашивая какой фрукт. Для определения ребенок делает глубокий вдох носом.
Буря.
Цель: Развитие сильного выдоха и длительного плавного. Активизация мышц губ.
Оборудование: Емкость с водо, индивидуальная трубочка.
Описание игры: Перед ребенком стоит емкость с водой. Логопед предлагает ребенку превратиться в ветер и устроить бурю. Для этого нужно поместить трубочку в воду одним концом, а в другой конец сильно подуть. Затем сказать, что ветер начал стихать и предложить подуть не торопясь.
Перед игрой необходимо предупредить ребенка, что бы он не втягивал воду в трубочку, а только дул в нее.
Необходимо добиваться, чтобы ребенок включился в игровую ситуацию, заинтересовался игрой, принял игру, предложенную логопедом, принял условные обозначения необходимых атрибутов игры в виде игрушек или каких-либо предметов, их заменяющих.
Игрушка – важное средство развития активности слепого дошкольника. Но для этого она должна удовлетворять многим требованиям.
Игрушка для слепого является не только средством активизации его деятельности и условием развития игры, но и средством познания окружающего. При помощи игрушки слепого ребенка можно познакомить со многими предметами окружающего мира, недоступными его восприятию. Для своих занятий я подбираю игрушки, форма которых отражает реальную форму предмета, его типичные признаки.
Часто слепые дети отказываются принимать участие в подвижных играх, это характеризуется слабым уровнем сформированности их двигательных навыков. Обычно это дети с низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности, со слабо развитой ориентировкой в пространстве, необходимой в конкретной подвижной игре.
Поэтому в свои логопедические занятия я включаю элементы подвижных игр, которые использует воспитатель и инструктор по физической культуре, так же знакомлю детей с новыми подвижными играми. Подвижные игры можно упрощать или усложнять в зависимости от физического и психического состояния детей.
Таким образом, при правильном подборе многофункциональных игр на логопедических занятиях не только преодолеваются речевые нарушения, повышается уровень развития всех сторон речи, но и активизируется познавательная деятельность незрячих детей, что дает возможность преодолевать недостатки в развитии, вызванные слепотой.