Володина Светлана Александровна
Коррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Язык сказки их естественно сближает» Д. Соколов
Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке где-то там, в неведомых краях, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке, языке вымысла и фантазии. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет объяснена этим языком, становится близкой и понятной ребенку.
Публикация «Коррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольниками» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Особое внимание в своей работе уделяю коррекционным сказкам. К сожалению, в моей группе, как в прочем и в любой другой, есть дети с особенностями поведения – агрессивностью, неуправляемостью, лживостью, импульсивностью. И именно коррекционные сказки помогают мне научить детей вежливости, доброжелательности, бережному отношению к природе, опрятности.
Влияние коррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» - ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации. Например, сказка «Маленький медвежонок» помогла мне в решении проблем с агрессивностью и враждебностью детей.
Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, и родители вели лесных зверушек в их лесной детский садик.
Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, зверята будут меня обижать» - думал Медвежонок.
Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
«Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом» - сказала Белочка.
Но Зайчик закричал: «Посмотрите, он сжал кулаки и собирается с нами драться!»
Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы напасть на меня».
«Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться» - закричали зверята.
И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился к нападению.
«Эх ты! Мы думали, ты наш новый друг, а ты! Мы не будем с тобой дружить!» - закричали Зверята.
И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись.
«Что же мне делать, как подружиться со зверушками?» - думал Медвежонок.
И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.
«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!» - решил Медвежонок.
На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Они стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать, смеяться и рассказывать друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Хорошо, что я понял сам как плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.
После прочтения сказки я обсуждаю ее с ребятами. Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле? Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы вы еще ему посоветовали сами?
Я стараюсь подбирать сказочные истории таким образом, чтобы они помогали ребенку увидеть проблему со стороны, а значит, осознать ее. При этом важно не только осветить проблему, но и обязательно показать правильную линию поведения. В сказке «Маленький медвежонок» показано не только то, что агрессия обязательно вернется к агрессивному человеку и ему же самому будет плохо, но и рассказывается, как нужно себя вести, чтобы жить со всеми в мире.
«Сказка о подсолнечном семечке» и сказка «Как Кенгуреныш стал самостоятельным» помогли детям в избавлении от тревог, страхов и переживаний, связанных с расставанием с мамой и вхождением в детский коллектив. Сказки «Цветок по имени Незабудка», «Роза и Ромашка» «Про ежика Витю» будут полезны, если у малыша наблюдаются трудности в общении, неуверенность в себе, зажатость и скованность. Гиперактивным детям-непоседам можно прочитать сказки «Котенок Мур-мур» и «Догадливый комарик».
Другие полезные сказки, а также важную информацию по вопросам использования коррекционных сказок с детьми дошкольного возраста можно найти в книгах:
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2000. – 310 с.
Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия детских проблем. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 221 с.
Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. – СПб. : Речь, 2004. – 224 с.
Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб. : Речь, 2008. – 118 с.
Подготовила:
Володина Светлана Александровна
Воспитатель МАДОУ № 21
г. Великий Новгород