Наталья Кильговатова
Игры-помощники в работе учителя-логопеда с детьми НОДА в ДОУ
▼ Скачать
Игры-помощники в работе учителя-логопеда
с детьми с НОДА в ДОУ
(педагогическая копилка)
Специфика работы логопеда с детьми с ортопедической патологией заключается в том, что логопедическая коррекция строится: на изучении анамнеза детей, знании особенностей заболеваний опорно-двигательного аппарата, соблюдении ортопедического режима, на выполнении рекомендаций врача-ортопеда, на построении логопедического занятия с учетом режима разнообразной двигательной активности детей.
Публикация «Игры-помощники в работе учителя-логопеда с детьми НОДА в ДОУ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Обучающиеся с НОДА ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия.
Особенностью этого заболевания является то, что детям не только трудно учиться общей и мелкой моторике, выполнению тех или иных действий, но также и трудно ощущать эти движения, поэтому у обучающихся затрудняется формирование нужных представлений о движении. У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу
Причины недостаточного развития моторики у обучающихся с НОДА различны и многообразны.
Наиболее распространенные ортопедические нарушения, имеющиеся у воспитанников детского сада компенсирующего вида:
1. Дисплазия тазобедренных суставов. Детей с такой патологией необходимо усаживать на стул в положении «Наездника» с разведенными ножками – спинка стула находится перед грудью ребенка.
2. Различные патологии стоп. Чтобы развивался свод стопы, мы используем упражнения на различные виды ходьбы - на носочках, на пяточках во время динамической разминки.
3. Нарушения осанки и сколиоз. Необходима работа над формированием правильной осанки, т. е. подбор таких подвижных игровых заданий логопедического характера, которые не навредят детям, а помогут им в формировании мышечного корсета
В данный момент на базе учреждения находится ребё нок с диагнозом: Ювенильный идеопатический артрит, олигоартрит персистирующий, I степени активности, ФНС – II. Rg – I. Сгибательная контрактура левого коленного сустава. (Ребёнок-инвалид).
На консультативном пункте учреждения:
- ребёнок с дефицитарностью развития в двигательной сфере (детский церебральный паралич, атонико-атактическая форма с выраженными стойким нарушениями двигательной функции) ребёнок-инвалид.
- ребёнок с дефицитарностью развития в двигательной сфере (детский церебральный паралич смешанной формы с выраженными стойкими нарушениями двигательной функции) ребёнок-инвалид.
- ребёнок с дефицитарностью развития в двигательной сфере (детский церебральный паралич, цетральный тетрапарез, выраженные стойкие нарушения двигательных функций) ребёнок-инвалид.
Целью коррекционно-развивающей работы с обучающимися с НОДА является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.
Задачи, которые можно решить в процессе логопедических занятий в связи с заботой о здоровье детей:
1 задача - Формировать навык правильной осанки
2 задача - Разнообразить режим двигательной активности детей
3 задача - Применять релаксацию, т. е. обучать детей снимать напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, спины, рук, ног
4 задача - Заниматься коррекцией мелкой моторики
5 задача - Вырабатывать мотивацию к укреплению и сохранению здоровья
6 задача - Проводить массаж (логопедический; массаж ладоней массажными мячами)
7 задача - Использовать некоторые упражнения для укрепления свода стопы (различные виды ходьбы при динамической разминке)
8 задача - Развивать и укреплять глазные мышцы (проводить зрительную гимнастику)
9 задача - Использовать дыхательные и фонетические упражнения
1 задача - Формирование навыка правильной осанки
- Введение оздоровительных поз
Поза «Наездника» используется для развития мышечной памяти и сохранения правильной осанки
Поза «Руки в замке за спиной или за спинкой стула» - используется для растягивания грудных мышц и увеличения объема дыхания. Эта поза актуальна для детей, которые не могут долго сидеть с расправленными плечами.
Часть заданий можно выполнять, расположившись в группе (кабинете) на ковре. Дети вместе с педагогом сидят кружком или в ряд в оздоровительных позах, которые формируют навык правильной осанки.
«Сидя на пятках»
Это удобная поза для поддержания правильного положения спины, когда также расслаблены плечи. Колени и стопы должны быть параллельны и вес тела распределяется равномерно на правую и левую стороны. Педагог напоминает детям:
«Спина прямая, плечики расправили, опустили и расслабили». Удобно использовать при пересказе по опорным схемам, при работе с низким фланелеграфом.
Поза «Кошечки» - туловище ребенка находится в горизонтальном положении с опорой на ладони и колени, спина прогибается в поясничном отделе. Поза способствует разгрузке позвоночника. Эта оздоровительная поза применяется при работе с мелким раздаточным материалом, в игре с пазлами, в заданиях, где надо разложить карточки-лото.
Поза «Собачки» способствует разгрузке позвоночника, т. к. вес тела переносится на ладони. Снимается напряжение с мышц спины.
Позу «Собачки» можно использовать при разгадывании ребусов, при применении раздаточного материала.
Поза «Сидя со скрещенными ногами» или «Сидя по-турецки»
Сесть прямо, скрестить ноги. Руки положить на колени ладонями вверх. Но если при таком положении рук трудно расслабить плечи, то руки положить, как будет наиболее удобно. Поза «Сидя по-турецки» способствует развитию мышечной памяти, формированию привычки соблюдать правильную осанку. Главное здесь – расправленные плечи и прямая спина.
В этой позе с детьми можно проводить задания для развития фонематического слуха, (можно проговаривать с отдельным ребенком слоговые ряды). Используем позу для деления слов на слоги и дальнейший показ количества слогов на пальцах.
В этой позе можно проводить следующее задание: «Хлопни по коленям, если услышишь звук С, хлопни в ладоши, если звук З»(для дифференциации звуков)
В позе «Стоя на коленях» происходит сильное напряжение мышц спины. Таким образом, ребенок ставится в ситуацию, когда для удержания тела надо сохранять его в строго вертикальном положении, не сутуля плечи. Но эту позу нежелательно использовать больше минуты, т. к. идет нагрузка на коленные суставы.
Положение стоя с прямой спиной, руки в замке за спиной
используют для того, чтобы грудная клетка ребенка расправлялась; и чтобы формировалась привычка сохранять правильное положение тела, осанки.
Эту позу можно широко использовать в качестве альтернативы «позе сидя за столами» при любых заданиях, где не требуется работать с раздаточным материалом.
- Использование упражнений для растяжения грудных мышц («Самолет», «Маленькая мельница», «Крылья бабочки», «Руки в замке за спиной, за спинкой стула»)
- Упражнение «Бабочка»
Руки согнуты в локтевых суставах, подняты вертикально вверх в виде «крыльев». Сведение и разведение предплечий перед грудью, когда ладони касаются друг друга. Руки опустить вниз и потрясти кистями. Терапевтический эффект: развивается сила грудных мышц, тренируется навык правильной осанки, снимается напряжение.
- Динамические разминки.
- Правильная посадка детей на занятии.
- Контроль осанки и самоконтроль (Ортопедические минутки)
2 задача - Режим двигательной активности детей
- Этому способствует режим свободного перемещения на занятии и смена поз
- Подвижные игры и игровые упражнения речевого характера
- Игра «Волны». Дети встают в круг и держатся за руки. Взрослый произносит слово. Когда первый ребенок называет слог, то он слегка присаживается. Затем второй ребенок называет слог и тоже присаживается (эффект бегущей волны). Так в игровой форме осуществляется коррекция слогового анализа слова.
- Игровое упражнение «Живые буквы, слоги». При знакомстве с буквами для закрепления зрительного образа буквы мы используем прием «живых букв» и составляем из них слоги (ка ко ок ак жа жо аж ож ла ло ал ол ар ор ра ро ма мо фа фо и т. д, прочитываем их.
- Игра «Камешки». На полу разложены овальные карточки с буквами, врисованными друг в друга. Надо пройти по камешкам к замку, но для этого назвать буквы на каждом «камешке» и составить из них слова. Коррекция звукобуквенного синтеза и зрительного восприятия.
- Игровое упражнение при знакомстве с буквой «Х»
Задание: «Если услышите звук «Х» в слове, то поднимите скрещенные руки в виде буквы, если не услышите – присядьте»
- Игровое упражнение при знакомстве с буквой «З» изображаем полет насекомых с произнесением «З-з-з» и помахиванием «крыльев»
- Игра для дифференциации звуков Л-Р
Задание: «Покажи своим телом букву Л, если услышишь звук Л в слове; букву Р, если услышишь Р в слове».
Здесь звук соотносится по желанию педагога с каким-либо движением.
Особое внимание уделяем формированию воздушной струи. В процессе преодоления нарушений звукопроизношения этот аспект является основным направлением логопедической коррекции, без которого невозможно достигнуть желаемого результата. Работа по её воспитанию начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырьки, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи.
- Динамические разминки
Динамические разминки с использованием определенных движений, которые вырабатывают навык правильной осанки, здесь идет работа над формированием свода стопы – разные виды ходьбы.
Разминки мотивирующего характера, т. е. идет выработка мотивации к сохранению здоровья.
Разминки творческого характера, где дети сами придумывают движения.
3 задача – Релаксация, т. е. обучение детей снимать напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, спины, рук, ног
- Расслабляющие позы (подбородок положить на ладони) – отдыхает шейный и плечевой отдел позвоночника.
Детям невозможно долго сидеть в положении «примерного первоклассника» : руки сложены перед собой на парте. При этом колоссальная нагрузка идет на шею и плечи ребенка. Первый признак усталости: дети как - бы съезжают со стула, вертятся, делают лишние движения.
Чтобы снять напряжение с шеи, возможна такая посадка за партами:
- локти опираются на поверхность стола, кулачки подпирают подбородок
- подбородок опирается на сцепленные в замок пальцы рук
- кисти рук сложены друг на друга и поддерживают подбородок
- Отдых на столе (положить голову на скрещенные руки и прилечь корпусом на стол)
Дети отдыхают одну минуту, положив голову на сложенные на столе перед собой руки. Можно в это время дать детям время на обдумывание какого-либо задания.
- Упражнение на еще большее напряжение и последующее расслабление рук и ног
Вообще, желание растягиваться возникает естественно – утомившись от длительного пребывания в одном положении, мы обычно потягиваемся. Растягивание может стать полезным физическим упражнением – простым в овладении, приятным, снимающим мышечное напряжение. Растягивание благотворно действует на весь организм, особенно на позвоночник, улучшает кровообращение и снижает утомление. После любого упражнения на растягивание обязательно расслабление. Эти процессы всегда взаимосвязаны.
Упражнение для снятия общего мышечного напряжения:
- Для снятия напряжения с ног и для улучшения кровоснабжения мышц применяем
упражнение «Потянули носочки, теперь пяточки и т. д., расслабили, встряхнули ножки»
Для того, чтобы расслабить мышцы шеи и плечевого пояса, проводятся очень простые упражнения, занимающие минимум времени. Дети при этом даже могут не вставать со своих мест.
- «Растягивание груди»
Сидя на стуле, сомкнуть руки за спиной и за спинкой стула. Не разжимая ладоней, поднимите руки вверх, насколько возможно. Вдохните и поднимите руки еще выше. Досчитайте до 5, расслабьтесь. Несколько раз повторить.
- «Деревья»
Руки через стороны тянутся вверх, тянется макушка и весь позвоночник ребенка, затем расслабление
- «Руки в замке»
Понять руки вверх ладонями к потолку, согнуть локти, опустить руки на шею.
- «Мельница»
Кистями рук дотронуться до на плечевых суставов, вращать локтями по часовой стрелке, против часовой стрелки.
- «Вращение плечами»
Вращать обоими плечами, округляя их вперед, поднимая и отводя назад. Повторить в обратном направлении. Упражнение расслабляет мышцы верхней части спины, снимает напряжение в этой области.
- «Поднимание плеч»
Снижается напряжение в верхней части спины.
- «Американский солдат»
Ноги на ширине плеч, руки немного разведены в стороны, ладони кпереди, большой палец отстоит от ладони на 90 гр.
Приятное чувство расслабления и отсутствие ощущения скованности в мышцах шеи и плечевого пояса позволит педагогу продолжить занятие дальше.
Эти упражнения занимают совсем немного времени на занятии, но в конечном итоге ребенок учится сам снимать мышечное напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, ног.
4 задача - Коррекция мелкой моторики
Из опыта работы, мы видим, что развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов в работе с обучающимися с НОДА.
Вместе с использованием традиционной пальчиковой гимнастики, штриховки, печатания букв, рисования, графических диктантов, конструирования букв, обведения трафаретов и т. д. мы используем:
- Игры с нанизыванием (букв) на шнурок при повторении за логопедом слов для автоматизации определенного звука.
- Используем различные трафаретки для развития мелкой моторики, звукобуквенного и слогового анализа
- Представление буквы при помощи пальцев: М, О, Л, Ш, С, П, рисование буквы пальцем в воздухе, на парте.
5 задача - Выработка мотивации к укреплению и сохранению здоровья
Ортопедические минутки
Ортопедические минутки направлены на то, что ребенок постепенно заучивает в стихотворном виде эталон правильного положения тела и плеч, и это ведет к подсознательному, а затем и к сознательному воспитанию мотивации здоровья. Ортопедические минутки используем не только мы, учителя-логопеды, но и все педагоги ДОУ тогда, когда заметна усталость у детей, или если кто-то из них перестает концентрировать внимание на задании, и у него начинают проявляться признаки охранительного торможения: двигательное беспокойство, попытки начать беседу с товарищем или, наоборот, «отсутствующий» взгляд, реакции тормозимого типа, вплоть до отказных реакций. Педагог проговаривает один из стихотворных текстов, дети понимают, что у кого-то из них сейчас – неверная осанка, выравнивают положение плечиков и определенное время (у всех разное) контролируют свою осанку. Через совсем небольшой промежуток времени дети научатся подхватывать вслед за педагогом произнесение строчек.
«Наши спинки, как тростинки,
А не как крючочки,
Знают это и сыночки,
Знают это дочки»
«Чем позвоночник прямее,
Тем ребенок здоровее»
«Спину ровно ты держи
И взрослым, и детям пример покажи»
«Что ты горбишь спину, зайка?
Обо всем забыл, зазнайка?
Посмотри на нас скорей:
Спиночку держи прямей»
«Кто здоровым хочет стать,
Спину должен выпрямлять»
«Спинки держим мы ровней,
Дышим глубже и бодрей»
6 задача – Массаж ладоней массажными мячами
Массажные мячи незаменимы для улучшения кровообращения кистей рук, для наращивания силы пальцев
Включение этих упражнений связано с тем, что, воздействие на рефлекторные зоны ладоней улучшает состояние отдельных органов и организма в целом. Основные требования: все движения выполняются с разной интенсивностью (легко – прокатывание по руке, с усилием – сжатие мяча); после выполнения движения – обязательное расслабление.
Массажные мячи идеально использовать на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звука, при речевых заданиях «Подбери слово, противоположное по значению», «Продолжи предложение» и т. д. Ребенок повторяет речевой материал, и в то же время происходит самомассаж кистей рук и пальцев. Силами воспитателей нашего МДОУ создана картотека стихотворений с использованием массажных мячиков.
Использование ортопедического мяча на логопедических занятиях
Правильная посадка на ортопедическом мяче – прямой угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Ноги на ширине плеч, стопы параллельны и плотно прижаты к полу. Голова приподнята, плечи опущены и разведены, руки на бедрах или сзади на мяче. По словам И. Е. Авериной «Очень важен тот факт, что при раскачивании на мяче происходит тонизация ствола головного мозга, и это раскрывает возможности для усвоения новых знаний и умений».
1. Можно использовать положение «сидя на ортопедическом мяче» при автоматизации звуков. Происходит коррекция осанки, функции равновесия, мышечной памяти.
2. Возможно легкое или ритмическое покачивание с проговариванием чистоговорок, стихотворений, потешек в ритм движения. Цель: не просто отраженное повторение речевого материала, но и развитие самоконтроля за речью (если ребенок повторяет неправильно, делает шаг назад.
3. Когда ребенок лежит спиной на мяче, у него расслабляется шейный и грудной отдел позвоночника. Так снимается напряжение с речевой мускулатуры ребенка и быстрее выработать правильную артикуляцию при постановке шипящих звуков и звука «Р»