Марианна Прокопьева
Игры для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители хотят видеть своих детей умными и здоровыми, но на сегодняшний день все и больше, и больше детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, невнимательных или с плохой памятью.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений – это, конечно, воспитание здорового поколения. Воспитатели часто сталкиваются с дисбалансом у детей дошкольного возраста. Дети, имеющие левополушарные задержки, могут испытывать трудности с письмом (с написанием) и смысловым восприятием языка. Задержка в развитии правого полушария мозга может проявляться в виде неуклюжести, неправильной осанки и слабых навыков моторики. Дети, у которых слабая моторика не хотят прыгать, бегать, плохо переключаются с одного движения на другое. Бегая и прыгая, у детей развивается координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость и гибкость.
Публикация «Игры для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Наверно замечали, что у детей зеркальное написание букв и цифр, логопедические отклонения, плохая память, неловкость движения: всё это признаки несформированности межполушарного взаимодействия.
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.
Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а также средство развития, благодаря которому формируются двигательные, познавательные и речевые навыки.
Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной системы и способствующие развитию нервно-психических функций, психических процессов. Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Как развивать межполушарные связи у детей? Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста.
Игры с песком одно из любимых занятий детей. Выполняя различные задания на песке правой, затем левой рукой и двумя руками одновременно, ребенок включает в работу оба полушария головного мозга. Это позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия, улучшает синхронизацию работы правого и левого полушарий, повышая тем самым его функциональные способности. Использование игр и упражнений с песком, особенно в группе для детей с нарушениями речи, являются эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе.
Упражнение «Узоры на песке».
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Упражнение «Узоры на песке двумя руками».
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т. д.
Упражнение «Необыкновенные следы».
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями одновременно с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — ребенок кончиками пальцев обеих рук ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами обеих рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Упражнение «Одинаковы пуговицы».
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Выполняется одновременно двумя руками, взрослый предлагает ребенку нарисовать на песке пуговицы от точки в заданном направлении. Пуговицы должны быть максимально одинаковые.
Упражнение «Нарисуй бабочку».
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Взрослый предлагает ребенку нарисовать одну бабочку двумя руками одновременно: левой рукой - левую сторону, правой рукой - правую сторону. Предлагаемые нейропсихологические игры на песке помогут взрослому провести работу по предупреждению у ребенка недостаточность сенсомоторных, психомоторных, речедвигательных процессов, а также зрительно-моторной и пространственной координации.
Таким образом, игры для развития межполушарного взаимодействия способствуют сохранение и укрепление здоровья дошкольников, развивают у детей активную мыслительную деятельность. Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к занятиям.