Курбанова Гульнара
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой, то есть, когда мы действуем правой рукой – активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление.
Темочки:
Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие обоих полушарий. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же активность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счёте, а также в целом восприятии учебной информации).
Чем лучше будут налажены межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. И всё это нужно для успешного обучения в школе и в жизни в целом.
Поэтому самый лучший период для развития межполушарных связей приходится на дошкольный возраст.
Для улучшения и развития взаимодействия работы правого и левого полушария, в своей работе использую игры и упражнения, в которых задействованы правая, левая рука и где ребёнок выполняет задание двумя руками одновременно.
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку упражнений на развитие межполушарных связей, графомоторных навыков, координации движений и мелкой моторики.
1. Предложить ребенку рассортировать красную и белую фасоль по емкостям одновременно двумя руками. Правая рука собирает красную фасоль, а левая – белую. Выполняя такое упражнение, ребенок в голове ещё держит информацию, какой рукой нужно брать фасоль конкретного цвета.
Усложняем задачу: предложить ребенку пересыпать красную и белую фасоль в одну ёмкость с помощью ложки, держа одновременно в обеих руках.
2. Предложить детям, по контуру готовых схем, выложить узор из камешков, пуговиц, ракушек (подойдёт что угодно) одновременно двумя руками. Схемы могут быть самые разнообразные. Например: правая рука выкладывает узор из пуговиц на круглый лабиринт, а левая – из камешков на квадратный или треугольный.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Межполушарное взаимодействие это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую целостно работающую систему](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2368900-1613503919.jpg)
3. На листах картона делаем зеркальные изображения дорожек: прямых, изогнутых, волнистых (можно придумать большое количество вариантов).
Предложить детям обвести крышечками данные изображения (пройти по дорожке) одновременно двумя руками. Сначала сверху вниз, затем снизу вверх.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Левое отвечает за речь логику анализ математические способности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2368900-1613503960.jpg)
4. Предложить детям рисовать обеими руками одновременно зеркально-симметричные рисунки.
Если ребенку, пока, тяжело рисовать двумя руками, то в данном случае подойдут графомоторные дорожки, где нужно одновременно провести по дорожкам пальчиками обеих рук.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Правое за восприятие информации на слух планирование креативность образное мышление](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2368900-1613504020.jpg)
Предложенные задания, ребёнок выполняет поэтапно: только левой рукой, только правой рукой, а затем двумя руками одновременно.
Выполняя задания правой, затем левой рукой и двумя руками одновременно, ребенок включает в работу оба полушария головного мозга, что позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия, улучшить синхронизацию работы правого и левого полушарий, а также подготовить руку к письму.