Ольга Серякова
Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Для выработки правильного речевого дыхания необходимо: - выработать умение пользоваться направленной воздушной струёй; - развивать силу выдоха; - выработать умение регулировать силу выдоха; - развивать способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов; - развить способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.
Публикация «Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2020
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Для того, чтобы малыш был успешен в выполнении упражнений на выдувание, сдувание, поддувание, задания должны усложняться постепенно. Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным. Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные игры, которые делаю сама.
«Времена года»
Я взяла две пустых картонных коробки с прозрачными крышками (купили в магазине «Fix Price» елочные игрушки в подходящих коробках). Распечатала картинки с изображением времен года, заламинировала их. Прикрепила внутри к середине каждой коробки картинки. Наполнила их в соответствии с сезонами: зима – белые шарики от пенопласта;
лето – разноцветные бумажные бабочки (вырезанные фигурным дыроколом);
осень – бумажные осенние листочки (желтые, оранжевые, красные);
весна – бумажные лепестки (белые, розовые, желтые, красные).
Ребенок играет с помощью трубочек для коктейля (трубочки индивидульные для каждого ребенка). Задача ребенка - нужно дуть через трубочку слабо, или дуть сильно. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные трубочки и предложите ребенку подуть через желтую трубочку и т. д.
«Чья мышка дальше убежит?»
Цель: развитие направленного длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Мышек, сделанных из цветного картона, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив мышек. По сигналу: «Мышки побежали!» дети дуют на фигурку. Продвигать мышек можно только на одном выдохе. Затем задача усложняется – нужно попасть в норку.
«Бабочка»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела.
«Бабочка – лети»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой. Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.
«Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё: - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
«Свистульки»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
«Подуй в дудочку!»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Перед началом игры следует подобрать инструменты.
Помните о том, что игра на духовых инструментах - одно из наиболее сложных
упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть. Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.
- Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем
играть!
Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Игра «Пёрышко»
Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.
«Воздушный шарик»
Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «фф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно. Затем предложить ребенку надуть настоящий воздушный шарик.
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
Для малыша игра и похвала очень важны. Успешное обучение ребёнка дошкольного возраста эффективно только при его положительном настрое на игру-занятие.