Моисеенко Галина Юрьевна
Игровые методы и приемы для развития у детей способности к перевоплощению и совершенствованию театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Детство-время непрерывного познания мира, а театрализованная деятельность более легко и непринужденно дает возможность познать его.
Театрализованная игра по своей психологической структуре – прототип будущей серьезной деятельности жизни.
Участие детей в инсценировках обогащает словарный запас, развивает мышление, внимание, память, помогает их социализации в процессе осмысления нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения, дает толчок эмоционального развития.
Публикация «Игровые методы и приемы для развития у детей способности к перевоплощению и совершенствованию театрализованной деятельности» размещена в разделах
Участие в инсценировках - это средство самовыражения и самореализации ребенка. Коллективный характер игры создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Благодаря театрализованной деятельности расширяется и активизируется словарь детей, совершенствуется речевая культура, развиваются творческие способности, приобретается опыт публичного выступления.
Мой мастер-класс посвящен игровым методам и приемам театрализованной деятельности.
Первый этап - определение образа. Его задача научить детей распознавать конкретный образ, выделять характерные черты, присущие только ему. Поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают ребенка думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.
- Какую вы увидели лису в сказке «Заюшкина избушка»? (хитрую, хищную)
- В чем это проявляется?
Второй этап - работа над мимикой. Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.
Игра «Мимический куб»
Берется куб, на гранях которого изображены мимические пиктограммы. Ребенок бросает куб и воспроизводит мимическое выражение, которое изображено на кубе.
Игра «Мимический диктант»
Воспитатель читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки – пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их.
Третий этап- работа над голосом. Его задача-развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Все методы и приемы, используемые на этом этапе широко известны.
Игры на развитие артикуляции.
Можно взять также куб, на грани которого наклеены картинки – символы артикуляционных упражнений. Ребенок бросает куб и выполняет «выпавшее» упражнение.
Игры на развитие дыхания.
Также можно использовать куб, на гранях которого изображены символы предметов, которые применяются в дыхательных упражнениях: вертушка, шар, фрукты, снежинки и др. Ребенок бросает кубик и выбирает предмет для выработки плавного речевого выдоха.
Или можно использовать карточки с символами предметов дыхательных упражнений. Карточки перевернуты, ребенок не видя, выбирает любую. Потом выбирает предмет, изображенный на карточке.
- В работе над темпом речи используем игру «Покажи символ».
Правила игры:
1. Воспитатель произносит фразу в разном темпе, а ребенок, слушая, поднимает символы, соответствующие этой фразе.
Желтый круг - умеренно
Зеленый круг - быстро
Красный круг - медленно.
2. Воспитатель поднимает символы, а дети произносят фразу в разном темпе.
Работая над мелодикой речи, используем такие игры:
1. «Составь схему»
Дети, слушая речевой материал, составляют из карточек схему с обозначением соответствующей мелодики.
2. «Волшебная линия»
Воспитатель показывает схему фразы, а дети произносят фразу, опираясь на схему, повышая или понижая голос.
- Настроить голос на звонкость помогают упражнения со звуком ммм, резонирующие в передней части рта, причем вибрация будет ощущаться на протяжных слогах: ммммииии, ммммээээ, ммммаааа, ммммоооо и т. д. Произносить нужно с интонацией легкого удивления или зова.
- Работая над силой голоса, дается детям такое задание: произнести фразу сначала почти без голоса, одной артикуляцией; затем шепотом; голосом небольшой громкости; потом очень громко.
Рассмотрим прием - «интонационная выразительность». Дается определенная фраза. Эту фразу необходимо проговаривать с разной интонацией, присущей определенному образу персонажа: волку, лисе, зайцу и т. д.
Четвертый этап - работа над жестом и движением.
Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.
Познакомимся с игровым методом на запоминание различных действий, используя игру «Повторяй - ка»
Правила игры:
- совместно выбрать конкретный образ персонажа
- первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу
- задача каждого последующего участника игры - воспроизвести движение или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.
Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию «жест-образ»
Игра «Волшебный куб»
Берется куб, на гранях которого изображены персонажи сказок. Ребенок бросает куб и воспроизводит движение, присущее образу.
Игра «Карточки - загадки»
Берутся карточки, на которых изображены персонажи сказок. Карточки перевернуты, ребенок, не видя, выбирает любую. Затем воспроизводит движение этого образа, а остальные дети должны угадать кого он изобразил.
Пятый этап - заучивание роли. Его задача - выучить текст конкретной роли.
Здесь предлагаю прием «Книжечка». Используется во время прочтения текста. Детям предлагаю закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу.
Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из нее предложения, которые запомнили. Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, используется следующий прием - «Волшебный сундучок». Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение и предлагает ребенку вытянуть из сундучка первую цветную ленточку и произнести это предложение. Таким же образом другими детьми воспроизводятся все последующие предложения. И так с помощью воспитателя выстраивается текст.
При использовании следующего приема – «Театр на фланели», в процессе запоминания текста включается зрительная память. Эти игровые действия проходят по принципу составления рассказа по серии сюжетных картин, каждая из которых воспроизводит в изображении последующее предложение текста.
В совокупности эти приемы способствуют более легкому запоминанию текста.
Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать его в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, поскольку сам ребенок испытывает при этом удовольствие и радость.