Марина Юрьевна Пешехонова
Игровые дидактические пособия для развития ручной умелости дошкольников логопедических групп (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому дошкольнику предстоит овладеть навыком письма. Что же нужно ребёнку для успешного овладения графикой письма? Очень важно развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребёнка постепенно в течение всего дошкольного периода. Рука должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья, фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином «ручная умелость».
Публикация «Игровые дидактические пособия для развития ручной умелости дошкольников логопедических групп (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто ребята отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью рук. В этих условиях возрастает роль дидактических пособий, так как они предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. При таком подходе, даже если приходится выполнять достаточно большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти и координацию движений звеньев руки, дети никогда не жалуются на усталость рук.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка, так как действовать с прищепкой можно только путём напряжения (сокращения) и расслабления мышц руки. Прищепки из пластмассы в широкой цветовой палитре легко приобрести в торговой сети.
Представляю вашему вниманию серию игровых пособий для развития ручной умелости, которые я активно использую на различных занятиях и во время самостоятельной деятельности детей.
Использование данных пособий в работе позволяет педагогу решать такие задачи:
закреплять знания основных цветов;
учить открывать и закрывать прищепку, соотносить цвет прищепки с цветом объекта, определять зоны прикрепления прищепки;
развивать мелкую моторику ручную, внимание, зрительное восприятие, мышление, речь, память;
воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению результата.
На начальном этапе лучше использовать пособия без каких-либо изображений (например, различные виды пластиковой тары разных цветов). Это позволяет ребёнку сконцентрировать всё внимание непосредственно на овладении навыкам работы с прищепкой.
В дальнейшем, когда дети усвоят само действие с прищепкой, целесообразнее предложить им пособия с различными изображениями.
В этом случае основное внимание будет направлено на объект и на определение зоны прикрепления прищепки с ориентацией на свет.
Это пособия : «Цветные ёжики», «Волшебные рыбки», «Весёлые гномики», «Кактус», «Лев», «Чудо-птица», «Лошадка».
Варианты заданий педагога могут быть самыми различными, к примеру: «Гномики очень хотят, чтобы бороды у них стали длинные. Помоги гномикам, но не забудь, что у каждого из них борода и шапочка одного цвета»; «В лесу живут цветные ёжики, они потеряли свои иголки. Помоги ежам найти свои иголки…».
Дети в игровой форме делают пушистые гривы коньку и льву, большой хвост жар-птице, цветные хвостики волшебным рыбкам, колючки у кактуса и т. д. эти красочные образы вызывают у детей эмоциональный отклик и желание играть долгое время. Дети с воодушевлением дополняют недостающие части у изображений путём прикрепления прищепок. Сопровождают свои действия речью, дают имена персонажам, играют с ними, создают композиции, придумывают истории.