Елена Буракова
Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Игра – это ведущий вид деятельности в период дошкольного детства. Использование дидактических игр при ознакомлении с неживой природой является важным фактором повышения познавательного интереса дошкольников.
Публикация «Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Неживая природа
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Роль дидактических игр велика:
-они способствуют развитию познавательных способностей дошкольников;
-дети получают новые знания, обобщают и закрепляют их;
-игры развивают память, внимание, наблюдательность;
-способствуют обогащению чувственного опыта ребенка;
-вызывают определенное эмоциональное отношение к природе.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые я использую в своей работе.
Воздух.
«Камень и почва».
Воспитатель произносит слово «Камень» (в нем мало воздуха) – дети стоят, прижавшись, друг к другу. Если воспитатель произносит слово «Почва» - частички почвы (дети) – стоят на некотором расстоянии, взявшись за руки.
«Надуваем шар».
Мальчики – шар, стоят, взявшись за руки. Девочки – частички воздуха. Один ребенок накачивает шар. Сначала одна девочка приседает, сжимается, потом вторая, третья… Шар лопается, дети выпрямляются и произносят «ш-ш-ш».
«Воздух – это хорошо или плохо?»
Цель: учить анализировать свойства изучаемого явления и формулировать противоречия, заложенные в его сущность. Предлагаемые темы для обсуждения: ветер, работа ветра, атмосфера.
Ход игры:
Воспитатель: ветер это хорошо? Почему?
Дети: в жару ветер приносит прохладу. В засуху ветер приносит дождевые облака. Когда ветер, можно на парусных яхтах, катерах кататься. Ветер флюгер крутит. Красиво. Можно змея запускать. Ветер семена растений переносит.
Воспитатель: Ветер – это плохо? Почему?
Дети: когда дует ветер – холодно. Ветер приносит дождевые облака и нельзя гулять. От сильного ветра могут даже деревья упасть. Ветер может даже домик унести, как в сказке «Волшебник Изумрудного города».
Воспитатель: кто увидел здесь противоречие?
Дети: Ветер должен дуть, чтобы принести дождь, и не должен дуть, потому что нельзя гулять, когда идет дождь.
Вода.
«Какая бывает вода?» (игра с мячом)
Дети отвечают: прозрачная, бесцветная, соленая, холодная, теплая, горячая, простая, чистая, родниковая, дождевая, почвенная, жесткая, мягкая, талая, пресная, колодезная, ключевая, морская, подземные воды, минеральная, питьевая, водопроводная, дистиллированная, ливневая, мертвая и живая, святая.
«Что может делать вода?» (игра с мячом)
Дети отвечают: Бежать, течь, капать, литься, бушевать, замерзать, испаряться, загрязняться, капать, шуметь, журчать.
«Где ты капелька бываешь?» (игра с мячом)
Воспитатель: где путешествует капелька воды? Назовите эти места.
Дети: лужа, пруд, ручей, озеро, море, океан, снег, лед, сосулька, пар, дождь.
«Ручейки и озера»
Дети – ручейки (5-6 человек) по сигналу «ручейки» бегут – бегут каждый в своей колонне за ведущим, по сигналу «Озеро» - должны образовывать круг и остановиться.
«Капельки».
Воспитатель: Давайте все превратимся в капельки. Пошел дождь, капельки упали на землю (дети разбегаются в разные стороны).
Воспитатель: Вдруг стало очень холодно. Капельки, что с вами случилось?
Дети: Мы замерзли, мы превратились в льдинки (обнимают друг - друга).
Воспитатель: Но вот выглянуло солнышко, пригрело и льдинки растаяли, превратились в капельки. А потом собрались вместе и стали ручейком; побежал ручеек по камешкам, пригорочкам, а к нему сбегали другие ручейки. Соединился наш ручей с остальными, стал шире, глубже и превратился в реку. Ветер гонит воду по реке ласковой волной, и бежит она к морю (По ходу рассказа воспитателя дети превращаются в капельки – ручейки - реку-море).
Звук
«Что так звучит?» (игра с мячом)
Цель: Учить подбирать объекты по характеристике звучания. Активизировать словарь при самостоятельном подборе характеристик звучания объекта.
Ход игры:
1 вариант.
Воспитатель: что звенит?
Дети: колокол, колокольчик, телефон, дверной звонок, школьный звонок, звонок на велосипеде.
Воспитатель: Что трещит?
Дети: кузнечик, сверчок, когда палку ломаешь, деревья зимой.
Воспитатель: Что шуршит?
Дети: мышка в норке, бумага, сухие листья под ногами.
Аналогично: стучит, тарахтит, гремит, шипит, дребезжит, гудит, скрипит и т. д.
Агрегатные состояния вещества.
«Что умеет превращаться?» (игра с мячом)
Цель: учить находить объекты, которые могут переходить (превращаться) из одного агрегатного состояния в другое.
Ход игры:
Воспитатель: Что умеет превращаться из твердого в жидкое?
Дети: сахар, лед, металлы, воск, парафин и т. д.
Воспитатель: Что умеет превращаться из твердого в газообразное?
Дети: кофе, ванилин и т. д.
Воспитатель: Что умеет превращаться из жидкого в газообразное?
Дети: вода, спирт, духи, бензин и т. д.
Воспитатель: Что умеет превращаться из жидкого в твердое?
Дети: Вода, молоко, лимонад, сок.
«Раз, два, три – в свой домик беги!»
Цель: Закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества.
Ход игры:
В трех обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных веществ и предметов (сахар, вода, лед, пар, молоко, металлические предметы, кирпич и т. д.). По команде воспитателя дети бегут в свой домик, определив агрегатное состояние вещества на своей картинке.
«Ходим в гости» (усложненный вариант предыдущей игры).
Цель: закрепить знания детей о переходе веществ из одного состояния в другое.
Ход игры: Воспитатель называет вещество, а ребенок, который держит картинку с изображением этого вещества, объявляет, в какой домик он пойдет в гости.
Например,
Воспитатель: молоко.
Ребенок: я жидкое. Я могу замерзнуть на морозе, поэтому перехожу к твердым веществам.
Воспитатель: сосулька.
Ребенок: Я твердая, я могу растаять, поэтому я пойду к жидким веществам.
Трение.
«Где живет трение?» (игра с мячом)
Цель: Учить находить ситуации, где проявляется данное явление.
Ход игры:
Воспитатель: Где живет трение?
Дети: в моторе, в станке, в скрипучей двери.
Воспитатель: Где еще проявляется трение?
Дети: когда обувью об асфальт шаркаешь, когда колеса машины по дороге катятся, когда карандашом рисуешь, когда мебель двигаешь.
«Хорошо – плохо»
Воспитатель: Трение это плохо, почему?
Дети: Обувь рвется, дверь скрипит, колеса стираются, детали машин ломаются.
Воспитатель: трение – это хорошо, почему?
Дети: все детали у машин, станков держатся друг за друга и не рассыпаются. Все стоит на своих местах.