Приложение МААМ

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)

Елена Буракова
Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Игра – это ведущий вид деятельности в период дошкольного детства. Использование дидактических игр при ознакомлении с неживой природой является важным фактором повышения познавательного интереса дошкольников.

Публикация «Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)» размещена в разделах

Роль дидактических игр велика:

-они способствуют развитию познавательных способностей дошкольников;

-дети получают новые знания, обобщают и закрепляют их;

-игры развивают память, внимание, наблюдательность;

-способствуют обогащению чувственного опыта ребенка;

-вызывают определенное эмоциональное отношение к природе.

Предлагаю вашему вниманию игры, которые я использую в своей работе.

Воздух.

«Камень и почва».

Воспитатель произносит слово «Камень» (в нем мало воздуха) – дети стоят, прижавшись, друг к другу. Если воспитатель произносит слово «Почва» - частички почвы (дети) – стоят на некотором расстоянии, взявшись за руки.

«Надуваем шар».

Мальчики – шар, стоят, взявшись за руки. Девочки – частички воздуха. Один ребенок накачивает шар. Сначала одна девочка приседает, сжимается, потом вторая, третья… Шар лопается, дети выпрямляются и произносят «ш-ш-ш».

«Воздух – это хорошо или плохо?»

Цель: учить анализировать свойства изучаемого явления и формулировать противоречия, заложенные в его сущность. Предлагаемые темы для обсуждения: ветер, работа ветра, атмосфера.

Ход игры:

Воспитатель: ветер это хорошо? Почему?

Дети: в жару ветер приносит прохладу. В засуху ветер приносит дождевые облака. Когда ветер, можно на парусных яхтах, катерах кататься. Ветер флюгер крутит. Красиво. Можно змея запускать. Ветер семена растений переносит.

Воспитатель: Ветер – это плохо? Почему?

Дети: когда дует ветер – холодно. Ветер приносит дождевые облака и нельзя гулять. От сильного ветра могут даже деревья упасть. Ветер может даже домик унести, как в сказке «Волшебник Изумрудного города».

Воспитатель: кто увидел здесь противоречие?

Дети: Ветер должен дуть, чтобы принести дождь, и не должен дуть, потому что нельзя гулять, когда идет дождь.

Вода.

«Какая бывает вода?» (игра с мячом)

Дети отвечают: прозрачная, бесцветная, соленая, холодная, теплая, горячая, простая, чистая, родниковая, дождевая, почвенная, жесткая, мягкая, талая, пресная, колодезная, ключевая, морская, подземные воды, минеральная, питьевая, водопроводная, дистиллированная, ливневая, мертвая и живая, святая.

«Что может делать вода?» (игра с мячом)

Дети отвечают: Бежать, течь, капать, литься, бушевать, замерзать, испаряться, загрязняться, капать, шуметь, журчать.

«Где ты капелька бываешь?» (игра с мячом)

Воспитатель: где путешествует капелька воды? Назовите эти места.

Дети: лужа, пруд, ручей, озеро, море, океан, снег, лед, сосулька, пар, дождь.

«Ручейки и озера»

Дети – ручейки (5-6 человек) по сигналу «ручейки» бегут – бегут каждый в своей колонне за ведущим, по сигналу «Озеро» - должны образовывать круг и остановиться.

«Капельки».

Воспитатель: Давайте все превратимся в капельки. Пошел дождь, капельки упали на землю (дети разбегаются в разные стороны).

Воспитатель: Вдруг стало очень холодно. Капельки, что с вами случилось?

Дети: Мы замерзли, мы превратились в льдинки (обнимают друг - друга).

Воспитатель: Но вот выглянуло солнышко, пригрело и льдинки растаяли, превратились в капельки. А потом собрались вместе и стали ручейком; побежал ручеек по камешкам, пригорочкам, а к нему сбегали другие ручейки. Соединился наш ручей с остальными, стал шире, глубже и превратился в реку. Ветер гонит воду по реке ласковой волной, и бежит она к морю (По ходу рассказа воспитателя дети превращаются в капельки – ручейки - реку-море).

Звук

«Что так звучит?» (игра с мячом)

Цель: Учить подбирать объекты по характеристике звучания. Активизировать словарь при самостоятельном подборе характеристик звучания объекта.

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель: что звенит?

Дети: колокол, колокольчик, телефон, дверной звонок, школьный звонок, звонок на велосипеде.

Воспитатель: Что трещит?

Дети: кузнечик, сверчок, когда палку ломаешь, деревья зимой.

Воспитатель: Что шуршит?

Дети: мышка в норке, бумага, сухие листья под ногами.

Аналогично: стучит, тарахтит, гремит, шипит, дребезжит, гудит, скрипит и т. д.

Агрегатные состояния вещества.

«Что умеет превращаться?» (игра с мячом)

Цель: учить находить объекты, которые могут переходить (превращаться) из одного агрегатного состояния в другое.

Ход игры:

Воспитатель: Что умеет превращаться из твердого в жидкое?

Дети: сахар, лед, металлы, воск, парафин и т. д.

Воспитатель: Что умеет превращаться из твердого в газообразное?

Дети: кофе, ванилин и т. д.

Воспитатель: Что умеет превращаться из жидкого в газообразное?

Дети: вода, спирт, духи, бензин и т. д.

Воспитатель: Что умеет превращаться из жидкого в твердое?

Дети: Вода, молоко, лимонад, сок.

«Раз, два, три – в свой домик беги!»

Цель: Закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества.

Ход игры:

В трех обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных веществ и предметов (сахар, вода, лед, пар, молоко, металлические предметы, кирпич и т. д.). По команде воспитателя дети бегут в свой домик, определив агрегатное состояние вещества на своей картинке.

«Ходим в гости» (усложненный вариант предыдущей игры).

Цель: закрепить знания детей о переходе веществ из одного состояния в другое.

Ход игры: Воспитатель называет вещество, а ребенок, который держит картинку с изображением этого вещества, объявляет, в какой домик он пойдет в гости.

Например,

Воспитатель: молоко.

Ребенок: я жидкое. Я могу замерзнуть на морозе, поэтому перехожу к твердым веществам.

Воспитатель: сосулька.

Ребенок: Я твердая, я могу растаять, поэтому я пойду к жидким веществам.

Трение.

«Где живет трение?» (игра с мячом)

Цель: Учить находить ситуации, где проявляется данное явление.

Ход игры:

Воспитатель: Где живет трение?

Дети: в моторе, в станке, в скрипучей двери.

Воспитатель: Где еще проявляется трение?

Дети: когда обувью об асфальт шаркаешь, когда колеса машины по дороге катятся, когда карандашом рисуешь, когда мебель двигаешь.

«Хорошо – плохо»

Воспитатель: Трение это плохо, почему?

Дети: Обувь рвется, дверь скрипит, колеса стираются, детали машин ломаются.

Воспитатель: трение – это хорошо, почему?

Дети: все детали у машин, станков держатся друг за друга и не рассыпаются. Все стоит на своих местах.

Публикации по теме:

«Ознакомление дошкольников с неживой природой» Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного.

Формы продуктивного воздействия с семьями воспитанников при ознакомлении с природой (из опыта работы) Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания.

Игры и дидактические упражнения по методике Монтессори своими руками (из опыта работы)Игры и дидактические упражнения по методике Монтессори своими руками (из опыта работы) Игры и дидактические упражнения по методике Монтессори. Дидактический материал изготовлен своими руками для старшей разновозрастной группы.

Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников» Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты.

Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы» Актуальность Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий.

Планирование работы «Использование проектной деятельности при ознакомлении с природой» в средней группе (1 часть) Средняя группа. Цели и задачи экологического воспитания детей. 1. Образовательная: а. Формировать обобщенные представления о признаках природных.

Планирование работы «Использование проектной деятельности при ознакомлении с природой» в старшей группе (часть 2) Старшая группа. Задачи экологического воспитания 1. Обучающая: а. Систематизировать и углублять знания детей о роли неживой природы (солнце,.

Из опыта работы «Дидактические игры и упражнения по экологии с детьми раннего возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35 "БЕРЕЗКА" ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Сообщение из опыта работы «Использование игровых приемов при ознакомлении дошкольников с историей России» Петрунива Л. И., воспитатель МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» История России – очень важная, значимая, интересная, но вместе с этим сложная для.

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой 1 слайд Тема моего выступления Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой. Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)
Опубликовано: 24 октября 2016 в 15:40
+167Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Буракова (УИ 24423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 104.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД