Ирина Румянцева
Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы
Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности.
В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка.
Публикация «Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).
Маленький ребенок на четвертом году жизни достаточно активно начинает использовать речь для общения. Также происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук ребенка. Необходимо систематически контролировать данное направление в развитии ребенка.
Развитие мелкой моторики часто происходит и вне занятий, в свободной деятельности детей. Поэтому необходимо наполнить среду ребенка различными предметами, пособиями, направленными на развитие переключаемости движений, координации движений и их точности, ловкости.
Центр речевого развития является одним из важных компонентов речевой среды.
В нашей группе в распоряжение ребенка предоставляются различные дидактические пособия (с застежками, шнуровками, замочками, В игровых ситуациях дети используют прищепки (сушат одежду, одевают и раздевают больших кукол, крутят крышки. Активно используются разнообразные пальчиковые игры.
Соответствующие пособия и игры в течение года периодически меняются.
Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».
Дидактическая игра «Расскажи сказку».
Целевое назначение: формировать умение детей пересказывать знакомую сказку (при помощи взрослого) с опорой на наглядный материал. Развивать зрительное восприятие, умение последовательно располагать картинки с изображением героев сказки, память, мелкую моторику рук. Стимулировать речевое взаимодействие, желание проговаривать текст вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к усским народным сказкам.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Речь играет в жизни человека огромную роль](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515340205.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Она служит для общения передачи информации и опыта регуляции поведения и деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515341536.jpg)
По аналогии можно рассказывать небольшие сказки помещая фигурки тех же героев на фланелеграфе.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 В дошкольном возрасте речевое](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515341692.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515341737.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Материалы для педагогов развитие тесно связано с формированием таких психических процессов как мышление внимание память воображение со становлением сознания и формированием личности ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515341799.jpg)
Одна из любимых дидактических игр наших детей «Кто как разговаривает», оформленная по типу игры "Чудесный мешочек".
Целевое назначение: расширять представления детей о том, что все животные издают определенные звуки. Упражнять детей в умение произносить звукоподражание, правильно соотносить его с изображением животного (птицей). Развивать слуховое и зрительное восприятие. Формировать словарь глаголов. Воспитывать познавательный интерес к животному миру.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Публикация Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы размещена в разделах Дидактические игры Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515341931.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Материалы для педагогов Развитие речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515342150.jpg)
Для стимулирования моторики обеих рук пополнила центр речевого развитиями новыми веселыми игровыми упражнениями: «Веселые карандаши» и «Шарик в ладошке».
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Речевые игры дидактические пособия Темочки В связи с этим речевое](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515342243.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Речевые игры дидактические пособия развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ФГОС ДО Стандарт](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515342327.jpg)
Увлекательные задания - игровое упражнение «Пальчиковые шаги»
не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию со взрослых.
Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.
Целевое назначение: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.
Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов») оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по 9 темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.
Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 В нашей группе в распоряжение ребенка предоставляются различные](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515343155.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Дидактические игры дидактические пособия с застежками шнуровками замочками В игровых ситуациях дети используют прищепки сушат одежду одевают и раздевают больших кукол крутят крышки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515343278.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Активно используются разнообразные пальчиковые игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515343432.jpg)
Также центр речевого развития пополнен и другими дидактическими пособиями, направленными на развитие слухового восприятия, на развитие правильного речевого дыхания.
Дидактическое пособие «Коробочки – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Соответствующие пособия и игры в течение года периодически меняются](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515343684.jpg)
Игровое упражнение «Веселые человечки».
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Для активизации речи детей расширения словаря развития внимания и памяти моторики рук можно использовать такой вид работы как Расскажи сказку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515343827.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Для этого мы используем игровое пособие с крышками на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок например Колобок Репка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515343882.jpg)
Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.
Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Дидактическая игра Расскажи сказку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515344056.jpg)
Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Целевое назначение формировать умение детей пересказывать знакомую сказку при помощи взрослого с опорой на наглядный материал](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515344229.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Развивать зрительное восприятие умение последовательно располагать картинки с изображением героев сказки память мелкую моторику рук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-267717-1515344359.jpg)
Своевременное пополнение речевого центра игровыми развивающими пособиями, с учетом возрастных особенностей детей, позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Спасибо за внимание!