Ольга Лебедева
Игровой проект «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад №188 «Радость».
г. Саратов
Воспитатель:
Лебедева О. Г.
Игровой проект «Путешествие в Африку».
Тип проекта. Творческий, игровой.
Возраст детей: старшая группа.
Продолжительность: кратковременный («Неделя игры»).
Раздел программы: «Игра детей» (программа «Радуга»).
Цель: продолжать знакомить с географическими материками, с их особенностями.
Задачи:
Образовательные задачи.
Публикация «Игровой проект „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
- Расширять общее представление о зонах Африки : пустыня, саванна, тропический лес;
- систематизировать знания детей о животных Африки;
- формировать представление о ярких индивидуальных особенностях населения Африки;
- уточнить представление детей о профессиях на корабле;
Развивающие задачи:
- Развивать навыки поисковой деятельности: анализ ситуации;
- выдвижение предложений;
- умение оценивать свою деятельность;
- развивать воображение;
- умение сохранять и дополнять сюжет игры на протяжении длительного времени.
Речевые задачи:
-Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;
- умение поддерживать беседу, легко отвечать на поставленные вопросы, в доброжелательной форме высказывать свою точку зрения.
2. Активизировать словарь: материк Африка, контурная карта, пустыня, саванна, джунгли.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любознательность, активность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
2. Стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать образ животного в движениях, мимике.
Методические приё мы:
-игровая мотивация;
-вопросы к детям, беседа;
-поощрение;
-исследовательская деятельность;
-динамическая пауза;
-использование ИКТ.
Материал:
Демонстрационный: мультимедийная установка, информационный накопитель познавательной информацией, контурное изображение материка Африки, картинки животных.
Предшествующая работа:
дидактические игры «Земля и её жители», «Сравни и подбери», зоологическое лото о животном мире;
просмотр видеофильма «Африка – путешествие в мечту»;
просмотр мультфильма «Доктор Айболит»;
ознакомление с художественной литературы по теме «Африка»;
рисование животных;
рассматривание карты, глобуса;
чтение и рассматривание энциклопедий.
Понедельник
Первая половина дня.
Беседа с детьми в географическом уголке: найти на карте часть света – Африку. Обсудить, чем замечательна Африка, чем она отличается от других континентов.
Рассматривание иллюстраций с африканскими животными, с изображением природы (из папки «Африка»).
Разнообразна природа Африки. В тропический лес с буйной зеленью, на ровной поверхности (равнине) – громадные деревья (баобабы, пустыни, где нет ни кустика зелени. В вечнозеленых лесах водятся гориллы и шимпанзе, в водах реки Нил – крупные крокодилы. В саваннах – травоядные животные: антилопы, зебры, жирафы, слоны, а так же хищники: лев, гепард, гиены.
Ответить на вопросы: почему у жирафа длинная шея, зачем слону хобот, почему бегемот серый, жираф, леопард, зебра имеют яркие пятна и полоски на шкурах? Какая там погода? (вечное лето и жара).
Заучивание стихотворения:
Африканская саванна – степь от гор до океана.
Хорошо, что здесь хотя бы есть деревья – баобабы.
Пальчиковая гимнастика:
Если в жаркую страну
Я сегодня попаду
(Сжимать и разжимать пальцы рук в кулаки.)
Там пони, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы.
(Загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца на правой руке)
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
(Загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца на левой руке)
Хорошо живется им
У них, не бывает снежных зим.
(Стучат поочередно друг о друга кулачками и хлопают в ладоши. Развести руки в стороны.)
Дидактическая игра «Волшебные страны».
Занятие по английскому языку. Тема: «Заучивание названия животных, обитающих в Африке».
Просмотр видеофильма «Африка – путешествие в мечту».
Вторая половина дня.
Просмотр мультфильма К. Чуковский «Доктор Айболит».
Вспомнить, как добирался доктор Айболит до Африки (на корабле, какие препятствия вставали у него на пути (лес, море, горы, скалы). Предложить детям совершить путешествие в Африку на корабле, а для этого наметить на карте маршрут воображаемого путешествия. Для этого предложить детям побыть в роли штурманов и раздать каждому контур Африки.
Продуктивная деятельность: изготовить с детьми «Календарь путешествия в Африку». (в этом календаре вместе с детьми воспитатель будет вести отсчет дней от начала проекта до его конца).
Вторник.
Первая половина дня.
Работа с календарём «Путешествие в Африку».
Беседа на тему «Население Африки». Рассматривание иллюстраций по теме.
Занятие по изобразительной деятельности (тема «Африка»).
Дидактическая игра «Кто, где живет?».
Совместная деятельность воспитателя с детьми в лаборатории.
Проведение эксперимента с песком.
- Представьте, что этот острый карандаш - модель ноги человека, а ластик на карандаше - нога верблюда.
Покажите, как ходит человек по песку, а теперь - верблюд.
- Посмотрев на эти следы, что вы можете сказать? Ваши предположения. (У человека нога проваливается глубоко – глубоко, ему тяжело ходить по песку, а у верблюда остаются только следы). Как вы можете это объяснить?
- В природе нет ничего случайного, и поэтому и ноги у верблюда – широкие.
Вот мы и узнали характерные особенности верблюда, посмотрели первый чудесный уголок Африки.
Предложить детям в игровой комнате расставить декорации к игре.
Вторая половина дня.
Занятие по хореографии: разучивание танца «Чунга-Чанга».
В игровой предложить детям поиграть в африканскую деревню. Воспитатель предлагает сюжет игры. Племя разжигает костер, готовит еду, собирают бананы, охотятся на животных. Затем вождь племени созывает соплеменников собраться, чтобы упросить божества послать дождь. В саванне пересохли все источники воды; слоны, жирафы, львы – все хотят пить, нет воды и в деревне. Для этого нужно исполнит танец под бой барабанов и звуки маракасов. Проливается дождь, и все радуются. Распределяются роли между детьми. Роль вождя берет на себя воспитатель.
(Воспитатель предлагает еще раз поиграть в эту игру в другой день. Роль вождя возьмет на себя кто-то из детей).
Продуктивная деятельность: изготовление бус из цветных макарон, а также «Амулет Дружбы».
Среда.
Первая половина дня.
Работа с календарём «Путешествие в Африку».
Беседа на тему «Кто работает на корабле».
В: Многие люди предпочитают путешествовать на больших кораблях – морских лайнерах. Давайте же посмотрим, что есть у корабля. (Показ иллюстраций из книги «Море зовет» макет корабля.) Дети рассматривают и рассказывают, воспитатель поясняет детали (в какой части корабля находится и для чего нужна та или иная деталь).
Борт – боковые части корабля.
Корма – задняя часть корабля.
Нос – передняя часть корабля.
Трап – лестница, по которой можно зайти на корабль, а по прибытию сойти на землю.
Матросы по приказ капитана поднимают и опускают трап.
Радиорубка – место, где работает радист. Тут находятся разные специальные приборы, по которым он получает сведения о погоде и разного рода сообщения с земли и передаёт их капитану.
Кают-компания – место на корабле, где команда может поесть и пообщаться.
Каюты – комнаты, в которых пассажиры отдыхают во время плавания.
Капитанский мостик, который называется ходовым. Отсюда управляют ходом судна. Здесь поворачивают штурвал (руль) и тут все приборы, по которым можно определить, где находится судно, когда не видно берега.
Машинное отделение – сердце корабля, от работы которого зависит ход судна.
Якоря – моряки бросают на дно, чтобы судно оставалось на одном месте.
Спасательные средства – круги, жилеты, шлюпки – лодки.
Иллюминаторы – окна.
В: А кто работает на кораблях?
Дети называют профессии. После ответов детей воспитатель уточняет и дополняет сведения о должностных обязанностях, приводит ключевые фразы и выражения, рассматривают костюм моряков.
Занятие по физическому развитию: лазания по канату, подтягивание на кольцах, перетягивание каната и т. д.
Чтение художественной литературы перед сном А. Толстой «Прыжок» (с продолжением).
Вторая половина дня.
Просмотр мультфильма «Рассказ старого моряка».
Продуктивная деятельность: оригами «Кораблик».
Четверг.
Первая половина дня.
Работа с календарём «Путешествие в Африку».
Речевая гимнастика:
В море вышли моряки,
И отважны, и крепки,
И по морю повели
В путь далёкий корабли.
Чтение главы из книги Т. Д. Нуждиной «Чудо всюду – мир людей» стр. 150.
Показ иллюстраций из книги.
В: Итак, самый главный моряк на корабле – это капитан. Он ведёт корабль, даёт необходимые указания своей команде. Капитан стоит на капитанском мостике и управляет ходом судна. Если капитан увидел сигнальные огни – белые и зелёные, то он знает, что на встречу идёт грузовое судно с нефтью. А, если видит только белый огонёк, то значит идёт пассажирское судно. Капитан должен знать и уметь очень много. Он работает на корабле не один, ему помогает большая команда (экипаж корабля). У каждого члена экипажа свои обязанности, которые они должны выполнять. Ключевые фразы капитана: «Полный вперёд», «полный назад», «лево руля, право руля», «поднять трап», «отдать швартовые концы», «доложить обстановку», «по местам».
Радист – глаза и уши корабля, капитана. Он передаёт сообщения о своем местонахождении, ведёт переговоры с другими суднами.
Штурман помогает кораблю выбрать правильный безопасный курс.
Боцман держит в порядке всё корабельное хозяйство. Боцману помогают матросы.
Есть судовой повар – кок, судовой врач, механики, электрики (обсудить с детьми их обязанности).
Музыкальное занятие: разучивание песни «Капитан», повторение танца «Моряки».
Чтение художественной литературы А. Толстой «Прыжок».
Вторая половина дня.
Совместная деятельность воспитателя с детьми: предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Мы на корабле» (игра проходит в игровой комнате, дети с помощью воспитателя распределяют роли. По окончании игры дети меняются ролями.) . Изготовление коллажа «Африка».
Пятница.
Первая половина дня.
Завершение работы с календарём «Путешествие в Африку».
Воспитатель вместе с детьми составляет примерный план игры. Выслушав их мнение, помогает выстроить последовательность игровых сюжетов.
Дети в соответствии с выбранными ролями организуют игровое пространство, готовят атрибуты, затем переодеваются в соответствующую форму.
Самостоятельная игровая деятельность по составленному плану. Воспитатель при необходимости берёт на себя какую- либо роль, вводит новые сюжетные линии, направляет действия малоактивных детей.
Вторая половина дня.
По окончании игры воспитатель (в группе) выражает своё удовлетворении от совместной игры, подчёркивает положительные моменты в каждой роли. Дети делятся впечатлениями об игре.