Ольга Пивоварова
Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития личностного потенциала дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к развитию личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном: эти дети требуют особого подхода, потому что они другие.
Публикация «Игровая технология „Логические блоки Дьенеша“ как средство развития личностного потенциала дошкольников» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В концепции развития образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентируют воспитателей на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
В раннем возрасте сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание и саморазвитие.
Логические блоки Дьнеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Игровой материал представляет собой набор из 48 объемных геометрических фигур (блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом – желтые, красные, синие;
3. размером - большие и маленькие;
4. толщиной - толстые и тонкие.
Таким образом, в комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры.
Работая с детьми раннего возраста не выделяем свойство толщины.
Игровые упражнения по данной методике доступно знакомят детей с математическими представлениями, способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.
Этот набор используется как игровой материал в образовательной деятельности (в ходе реализации задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие»); в совместной деятельности с детьми в ходе сюжетно - ролевых игр (используется как предметы - заместители, в ходе организованных игр - путешествий (используется как таинственные клады, волшебные предметы с определенными свойствами). Данный материал используется в коррекционной работе с детьми, своевременно не осваивающими образовательную программу, и в ходе индивидуальной работы одаренными детьми. С Блоками Дьенеша возможно разрабатывать свои варианты игр разных уровней сложности, чтобы осуществлять дифференцированный подход к детям с различными уровнями развития.
Разделение игр по возрастам условно: все зависит от уровня развития детей. Можно начинать играть и в два года и в пять лет.
В группе раннего возраста я предлагаю детям игры, которые направлены на решение следующих задач:
1. Развивать умения выявлять в предметах от одного до трех свойств, абстрагировать одни свойства от других, называть их, сравнивать предметы по их свойствам.
- используются игры: «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине, «Найди синие фигуры» (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, маленькие, круглые, прямоугольные, «Назови, какая эта фигура» (по цвету, по форме, по размеру, «Найди на ощупь» (треугольные, квадратные, большие, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные, «Найди клад (мышку и т. п.)», «Третий лишний», «Угадай-ка», «Цепочка», «Домино».
Если предложить ребенку: «Найди такую фигуру, как эта по цвету». Сколько таких фигур может найти ребенок? (до 16); по форме? (до 12); по размеру? (до 24); по толщине? (до 24).
В своей работе с детьми я использую игры с «Чудесным мешочком» «Достань и назови» или предлагаю детям «найти на ощупь все фигуры круглые или треугольные т. п.»
В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы, накапливается сенсорный опыт.
На следующем этапе я предлагаю детям поиграть в игры «Третий лишний», «Найди зайку», «Цепочка», «Домино». Так как для игры я объединяю детей в пары, в четверки, то в таких играх начинают формироваться их коммуникативные умения, умения задавать вопросы, умения взаимодействовать друг с другом.
2. Развивать умения составлять силуэт по схематическому изображению, формировать логические операции анализ и синтез.
- используются игры: «Сделай картинку», «Лепим нелепицы», «На что похоже».
Для этого использую листы из альбомов и самостоятельно оформленные карточки, при помощи которых воспитанники познают внешние свойства предметов (цвет, форму, размер) в их совокупности, могут упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному замыслу. Организация данных игр способствует формированию умения выделять до 3-х свойств предметов-блоков, абстрагировать их. В это же время дети знакомятся с такими понятиями как форма, цвет, размер, что имеет важное значение для выполнения операций сравнения, обобщения.
3. Развивать умения классифицировать и обобщать по 1-2 свойствам.
- используются игры: «Найди свой домик», «На свою веточку», «Помоги игрушкам», «Раздели блоки».
Для организации данных игр я использую обручи, цветные ведерки, корзинки, цветные скатерти, кукол в красном, желтом и синем нарядах. Вначале я задаю одно свойство: цвет или форму, или величину, затем - два свойства: форму и размер, цвет и форму и т. д. К концу года дети с удовольствием играют в эти игры самостоятельно.
Таким образом, к 3 - 4 годам обучающиеся выявляют до трех свойств любого предмета, при этом одновременно абстрагируют два из них, сравнивают, классифицируют и обобщают предметы по двум свойствам. Они без труда составляют силуэты предметов из фигур по схематическому изображению, выполняют действия по простейшему алгоритму.
Для включения родителей в образовательную деятельность провожу консультации, мастер – классы по использованию логических блоков. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит, а каждый ребенок хочет одного – играть, поэтому игровые развивающие технологии стали интересны и для родителей, и для детей.
Ценность этой методики еще и в том, что ее можно рекомендовать для работы с любой категорией детей. Она актуальна как для одаренных детей, так и для детей имеющих проблемы в развитии. Главное условие – это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала. Работа в данном направлении потребует затраты времени, усилий педагогов по адаптации материала, но она очень увлекательна и имеет положительные результаты.