Наталия Наталенко
Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающие блоки Дьенеша»
Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Развивающие блоки Дьенеша“» размещена в разделах
Развивающие блоки Дьенеша- это плоские или объёмные элементы трех цветов (желтый, синий, красный) разной толщины и размера, в форме треугольника, круга, квадрата, прямоугольника. В наборе всего 48 элементов, инструкции по использованию и методические рекомендации. В набор входят 12 квадратов- по 6 толстых и тонких, больших и маленьких квадратов желтого, красного и синего цветов, а также 12 аналогичных кругов, 12 треугольников и 12 прямоугольников. Блоки представляют собой геометрические фигуры и способствуют ознакомлению детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Методика использования занятий с блоками Дьенеша рекомендуется включать в работу с детьми с 2 до 8 лет и старше. Основная цель использования дидактического материала – научить дошкольников решать логические задачи. С помощью блоков математические понятия осваиваются в процессе игр разного вида: свободная игра, в которой ребенок знакомится с материалом и самостоятельно выполняет простые задания. Игры с правилами предлагающие использование одних и тех же правил в играх с разнообразными элементами. Игры с логическими выводами, помогающие освоить сущность понятий «теорема» и «аксиома», учат анализировать, делать выводы из собственных заключений. Дети овладевают различными мыслительными умениями, к их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
Использование блоков Дьенеша для младших дошкольников
Раннее развитие ребенка дает хорошие результаты, поэтому психологи рекомендуют блоки Дьенеша для самых маленьких (1-3 лет). В этом возрасте дошкольники знакомятся с блоками во время свободной игры. Яркие фигурки привлекают ребенка, он с удовольствием берет их в руки, раскладывает, поворачивает, пытается ставить друг на друга, комбинировать, выкладывать из них последовательности. Исследуя группы блоков Дьенеша, дети (2-3 лет) знакомятся с различными цветами, понятием форма и размер, активно развивается логика, воображение, память, внимание, речь и т. д. Малыши учатся сравнивать, анализировать информацию, принимать необходимые решения, создавать математические модели, логические ряды и цепочки. При этом игры с блоками отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач. Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку. Приведу несколько примеров:
Сортируем блоки по наличию одного признака. Поросенок Хрюша любит конфеты круглой формы, где блоки выполняют роль конфет. Ребенок делит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям. Аналогично сортировать фигуры можно размеру, цвету, толщине.
Сортируем блоки по двум признакам. Фигуры –это семена, нужно рассадить по грядкам, на первую грядку сажаем только синие и большие семена, а на вторую только желтые большие.
«Игра с кругом». Расположите все фигуры синие внутри круга, а все красные – снаружи.
«Что лишнее». Разложите перед ребенком 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Ребенок должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя
Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» (внимание). Положить перед детьми 3-5 блоков, предложить запомнить их. После чего дети закрывают глазки, а воспитатель убирает один блок. Затем интересуется у детей, что пропало. Добиваться, чтоб ребёнок назвал цвет и форму фигуры.
Как использовать в средней группе блоки Дьенеша.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх. Четырехлетний ребёнок может учиться, и научить его можно очень многому.
В средней группе блоки Дьенеша можно предложить детям в процессе непрерывной образовательной деятельности, во время свободных игр, а также на занятиях в центрах активности. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием составляют из элементов фигуры (заборчики, гаражи для машин, домики и др.) по образцу или придумывая фигуру самостоятельно. Логические игры проводятся по нарастанию трудности задания. Важный вид задания – это работа с логическими символами. Для этого нужны карточки с условными обозначениями, на которых изображены перечеркнутые или неперечеркнутые фигуры. Например, геометрические фигуры, большой или маленький забор (указывает на нужный размер, толстый или тонкий столб (указывает на толщину, фигуры определенных цветов. Используя блоки, задания необходимо усложнять. В работе с логическими символами важно начинать с осмысления одного признака (только цвета или формы, затем двух, трех и т. д. С дошкольниками средней группы организуется простейшая сюжетно-ролевая игра в магазин – в этом случаи блоки выполняют роль ценников (цена яблока большой синий треугольник и т. д., игра поезд, где блоки - это билеты, необходимо найти место в поезде соответствующее билету (желтый маленький квадрат и т. д.). Совершенствование познавательных способностей ребенка служит надежной основой дальнейшего образования, помогает решать нестандартные логические задачи в любых областях знаний.