Наталья Федосеева
Игровая обучающая ситуация «Гуси-лебеди» (закрепление гласных звуков) НОД в средней группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая обучающая ситуация «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
(Закрепление гласных звуков, определение позиции звука)
НОД в средней группе компенсирующей направленности
Учитель-логопед: Федосеева Н. Н.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Закреплять знания детей о гласных звуках, определять их в разных позициях в словах.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Игровая обучающая ситуация „Гуси-лебеди“ (закрепление гласных звуков) НОД в средней группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Продолжать работу над формированием грамматического строя речи: образованием относительных прилагательных, согласованием существительных с прилагательными в роде, числе и падеже;
Совершенствовать фонематический слух и фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ коротких слов, состоящих из гласных звуков: ау;
Развивать сенсорные возможности детей: цвет, форма, величина;
Развивать психические процессы: зрительное восприятие, внимание, память, мышление;
Развивать мелкую и общую моторику;
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать любознательность, доброту, любовь к русской народной сказке (к народному творчеству, умение работать в парах.
Оборудование: речка с рыбой, магнитная удочка, карточки с геометрическими фигурами и картинками, названия которых начинаются на гласный звук; цветные карандаши; печка с заслонкой и пирожками в ней; яблонька с яблоками на кнопках; поляна с цветами, на которых картинки с гласным звуком под ударением в конце слова.
Ход НОД
Организационный момент.
– Помните, ребята, я читала вам сказку «Гуси-лебеди»?
– Про кого эта сказка? Сегодня я предлагаю вам пуститься в путешествие по этой сказке, и помочь Алёнушке и её братцу Иванушке спастись от страшных гусей-лебедей и добраться до дома.
Бегут Алёнушка с Иванушкой, а гуси-лебеди уже догоняют их.
1. Определение гласного звука по беззвучной артикуляции.
Видят, на пути речка, а в речке рыба. Разевает рыба рот, а не слышно, что поёт. – Угадайте, какой звук поёт рыба? (узнавание звука по артикуляции: А, У, О, И, Э, Ы)
– Какие это звуки? (гласные)
– Почему вы так считаете? (их можно петь и на пути воздуха нет преграды)
2. Закрепление геометрических фигур, цвета. Определение первого гласного звука в словах – названиях картинок.
Рыбки приготовили для нас задания, и если мы их выполним, то они спрячут Алёнушку с Иванушкой.
Дети, поймав рыбку на магнитную удочку, называют цвет и геометрические фигуры на рыбках, находят соответствующую карточку, определяют первый гласный звук в названии картинки на карточке.
Спрятала речка детей. Пролетели мимо гуси-лебеди, не нашли ребят.
3. Зрительная гимнастика
Ищут гуси детей, везде летают. Проследите за гусями только глазами.
4. Образование относительных прилагательных от существительных.
Бегут Алёнушка с Иванушкой дальше, а гуси снова догоняют. Видят, стоит у дороги Печка.
– «Съешьте мои пирожки, тогда спрячу вас».
Много пирожков в печке. Давайте поможем героям сказки. (Дети достают из печки по одному пирожку. – С чем твой пирожок? – с клубникой. Значит, какая начинка? – клубничная, а у тебя какая? – капустная и т. д.)
Спрятала печка детей. Пролетели мимо гуси-лебеди, а дети дальше побежали.
5.Подбор определений к заданному слову
Стоит в поле яблонька.
– «Поешьте моих спелых яблочек, тогда спрячу вас».
– Посмотрите, ребята, какие на яблоньке яблоки. Подберите красивые слова про них. (сочное, спелое, румяное, вкусное, красивое)
6. Составление предложений по демонтрируемому действию.
– А какие яблоки по величине? Соберите сначала крупные яблоки. Крупные, значит, большие. (словарная работа).
– В какую корзинку мы положим крупные яблоки? (в большую). А куда положим яблоки поменьше? (в среднюю корзинку или в корзинку поменьше). А в какой корзинке окажутся маленькие яблочки? (в самой маленькой корзинке).
(Дети выполняют действия и проговаривают: «Я сорвал большое яблоко и кладу его в большую корзинку»).
7. Определение гласного звука в середине слова.
– Дети, посмотрите, на корзинках есть картинки. Определите гласный звук в названиях картинок (кит, слон, жук).
Спрятала яблонька детей. Пролетели гуси мимо. Вышли дети из-под яблоньки.
– Ой, где мы? Куда идти, не знают. – Что случилось, как вы думаете? (Заблудились).
– Что дети кричат, когда заблудились. (– Ау)
8. Физминутка
Лебеди летят, крыльями машут Плавные движения руками
Прогнулись под водой, с большой амплитудой;
Качают головой. наклоны вперёд, прогнувшись;
Прямо и гордо умеют держаться. приседания.
Очень бесшумно на воду садятся.
9. Звуковой анализ слова АУ.
– Давайте вместе крикнем: Ау!
– Сколько звуков мы сказали? Какой первый звук? А второй? Какие это звуки, гласные или согласные? Какие квадратики возьмём для обозначения гласных звуков?
– Выложите на столах слово АУ. Молодцы! (дети выкладывают схему слова АУ на столах)
10. Дыхательное упражнение.
А вот и полянка с цветами, за нею наш дом. Понюхайте, как пахнут цветы: «Ах, как приятно пахнет!» (Выполнение упражнения детьми. Вспомните правила: щёки не надувать, плечи не поднимать).
11. Определение гласного звука в конце слова.
– Ребята, давайте нарвём цветов для Алёнушки и Иванушки. Назовите первый звук в имени Алёнушка. (А). Какой первый звук в имени Иванушка? (И).
Дети делятся на две команды. I команда выбирает цветы, на которых картинки со звуком [А] в конце слова. II команда выбирает цветы, на которых картинки со звуком [И] в конце слова.
– Почему вы не сорвали другие цветы? (в конце слова другие г
ласные звуки)
Вот и добрались Алёнушка с Иванушкой до дома.
– Спасибо вам, дети, вы очень помогли нам. До свидания!
12. Развитие памяти, мелкой моторики.
А я с вами не прощаюсь. Вспомните, какой путь мы с вами сегодня проделали. Что сначала повстречалось на пути? – речка. Что дальше было? – печка. А затем? – яблонька с наливными яблочками. А что дети видели потом? Полянку с цветами и дом сказочных героев.
– Сейчас пройдите к столам, и нарисуйте дорожку до дома по порядку: от речки к печке и т. д.
13. Итог путешествия.
–Понравилось вам путешествие в сказку? Молодцы, ребята, вы сегодня помогли Алёнушке и Иванушке спастись от гусей-лебедей.