Наталья Дьяченко
Образовательная ситуация в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная ситуация в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.
Разделы программы:
«Формирование целостной картины мира».
«Художественного воспитания».
Тема занятия «Путешествие в осенний лес».
Публикация «Образовательная ситуация в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Цель занятия: Формировать умение наблюдать за сезонными изменениями в природе; закреплять знания о характерных признаках осени (изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых); формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов); ориентировка на плоскости по карте- схеме; совершенствование умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий. Совершенствование навыков порядкового счёта в пределах десяти. Работа над пониманием вопроса «Который по счёту?».
Развитие связной речи, мышления, восприятия, творческого воображения, моторики тонкой. Вызывать у детей интерес к природе, желание её изображать; развивать эстетическое восприятие, воображение, самостоятельно находить средства для изображения пейзажного рисунка.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Ноутбук, слайды картин с изображением осеннего леса, иллюстрации картин И. Левитана «Золотая осень», «Вечерний звон», аудио запись П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года»,А. Вивальди «Осень»; тонированная бумага, кисти, краски.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, собираются птицы в стаи. Сбор листьев деревьев и кустарников и составление букетов. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке, закрепление знаний детей об этом времени года. Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», С. Воронина «Моя берёза. Осенью», чтение стихов,рассматривание репродукций картин художников.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, мы отправляемся с вами в путешествие в осенний лес. Предлагаю надеть воображаемые шапочки, башмачки, плащи. Почему нам всё это необходимо для путешествия?
Дети: Чтобы укрыться от дождя, ветра, холода. Ещё осень так одеваются.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня». На доске выставлена картина осеннего леса.
Воспитатель читает стихотворение :
«Приметы осени» :
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая - куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень.
Станет пасмурной река -
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом, уж жди, не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь -
Значит, наступила ОСЕНЬ.
2. Беседа по стихотворению.
- Какие приметы осени перечислены в стихотворении?
- Что вам больше всего понравилось в стихотворении?
- А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный.)
- Как вы догадались, что сегодня такая (ясная) погода?
3. Эмоциональный этюд
- Закройте глаза и представьте свои ощущения в разную погоду (солнечная, ветреная.).
- Как вы будете себя вести : одежда, отдых, правила поведения в экстремальных условиях (дождь, туман. ?
Дети рассказывают о своих ощущениях и приспособленности к погодным условиям.
- А почему мы не слышим веселых птичьих голосов?
5. Игра «Осенние листья» (с мячом).
Ребята, а знаете ли вы какие листья на разных деревьях? Например, на берёзе – берёзовые. А на клёне?
на клёне – кленовые,
на осине – осиновые,
на рябине – рябиновые,
на иве – ивовые,
на каштане – каштановые,
на орехе – ореховые,
на дубе – дубовые.
Воспитатель:
Вы просто молодцы!
Посмотрите, ребята, прилетел к нам дубовый листок, который просит о помощи не для себя, а для муравьишки – Кузи! Поможем, ему достроить дом – муравейник! Если лист дубовый, значит муравейник скорей всего у дуба.
Нам необходимо найти дуб. Для этого нам нужна карта – план, чтобы не заблудиться в лесу.
Игра «Мы идём на помощь».(рассматривание карты, потом проложить маршрут по инструкции).
Мы идём прямо по лесной тропинке, выходим к озеру, на котором плавает утка, поворачиваем налево идём мимо озера, прямо через овраг по мосту, поворачиваем направо.
Воспитатель: А почему мы не можем повернуть налево?
- Там медвежья берлога. Это опасно. Медведь дикое животное.
Мы идём направо к холму, где растёт большой старый дуб. Чтение стихотворения И. Токмоковой:
Дуб.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
А вот и муравейник с муравьишками, которые чинят свой дом.
Игра «Муравьишки чинят дом».
Муравьишки чинят дом
Тащат ветку впятером
Раз, два, три, четыре, пять,
Очень трудно их считать.
Воспитатель: Сосчитайте по порядку муравьёв, которые тащат берёзовую ветку.
-1, 2, 3, 4, 5.
Воспитатель: Который по счёту муравей не такой, как все остальные муравьи?
- 3-ий по счёту муравей отличается от других по цвету. Он рыжий, а остальные коричневые.
Воспитатель: Сосчитайте по порядку муравьёв, которые тащат дубовую ветку.
-1, 2, 3.
Воспитатель: Который по счёту муравей не такой, как все остальные муравьи?
- 2-ой отличается от других по размеру. Он маленький, а другие муравьи большие.
Воспитатель: точно!
Сосчитайте по порядку муравьёв, которые тащат осиновую ветку.
-1, 2, 3, 4.
Воспитатель: Который по счёту муравей не такой, как все остальные муравьи?
- 4-ый по счёту муравей отличается от других муравьёв по размеру. Он большой, а все остальные муравьи маленькие.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте сравним длину веток, которые тащили муравьи. Что нам для этого нужно?
(Измеряется с помощью мерки длина веток, дети расставляют на магнитной доске их по порядку, от сомой длинной до самой короткой, а потом делают вывод).
- Берёзовая ветка самая длинная. Она длиннее осиновой и дубовой веток.
- Её длина 4-е мерки.
- Осиновая ветка короче берёзовой ветки.
- Её длина 3 мерки.
- Дубовая ветка самая короткая. Она короче и берёзовой, и осиновой веток.
- Её длина 2 мерки.
Воспитатель: Вы просто молодцы! Справились с таким трудным заданием. Я вами горжусь.
Подвижное упражнение «Туман».
Туман повис клоками в саду и во дворе.
Поймать туман руками решил я на заре.
Я взял его ладошкой и крепко – крепко сжал.
Но прыткий он, как кошка,
Он взял - и убежал.
Висит туман над речкой и дышит, как живой,
Как белая овечка с кудрявой головой.
И маленькие рожки на этой голове…
Но поутру остались лишь капли на траве.
Воспитатель загадывает загадку:
Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток смела,
Мошек упрятала спать до весны,
Что за волшебница, спросите вы?
Воспитатель: Ребята, вы узнали, что это за время года?
- Осень!
Воспитатель: Что происходит с природой?
Дети рассказывают о осенних признаках (желтеют листья, птицы улетают на юг, день становится короче и т. д.).
Затем уточняет, что есть две осени, и к каждой у нас особая любовь.
Первую осень называют золотой, любят её за щедрость, с какой она отдаёт людям богатство своих полей, садов, лесов; за «в багрец и золото одетые леса».
Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Ребёнок читает стихотворение А. Толстого «Осень» :
Осень. Обсыпает весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь в дали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Воспитатель: Ребята, пейзаж поздней осени совсем другой: умолкло пение птиц, лишь изредка попискивают непоседы- синицы да стучит клювом дятел. На водоёмах пока ещё можно увидеть уток. Они последними покидают родные края.
Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Тёмны, тёмны ночи.
Воспитатель : Ребята, вы понимаете, что не только поэты, но и художники в своих картинах отражали всю красоту осенней природы. (Дети подходят к репродукциям картин великих художников и рассматривают их).
Воспитатель: Скажите, дети, какое настроение вызывает картина И. Левитана «Золотая осень»? Какую осень изобразил художник?
Дети: Радостная, светлая, живая…
Воспитатель: Предлагаю вам прослушать, как композиторы отражали красоту осени в музыке. Это произведения великих композиторов А. Вивальди и П. И. Чайковского – «Осень» (звучат два произведения).
Воспитатель: Какое настроение вызывает музыка? Какую осень хотел передать композитор в своём произведении?
Дети: Приятное, хорошее… Первое произведение радостное, а другое грустное.
Воспитатель: А теперь мы с вами будим юными художниками. Но для начала немного поиграем, представим, что мы деревья.
Координация речи с движением.
Руки подняли и покачали;
Это деревья в лесу;
Руки согнули и встряхнули,
Это ветер сбивает листья,
Как они сели – руки - согнули назад.
Прежде чем приступим к работе разомнём пальчики, поиграем с ними :
Один, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листики клёна, листья калины
Листики дуба мы соберём,-
Маме осенний букет отнесём.
Предлагаю приступить к работе и нарисовать вам, ребята, ту осень, которая вам понравилась (грустную или радостную). (Во время работы детей использую приёмы косвенного руководства, использую физическую помощь, указания. Создаю ситуацию успеха, стимулирую детей к деятельности).
(Дети рисуют под звучание тихой музыки).
Воспитатель: Какие у вас получились интересные работы, какое разнообразие колорита, композиций. Какое настроение вызывают эти «картины». Каждый ребёнок рассказывает о своём пейзаже.
Теперь, мы организуем выставку картин, чтобы все увидели, какой разной бывает осень.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Но может ещё кому –нибудь понадобится наша помощь, ведь в лесу столько обитателей, что впереди, нас ждёт столько интересного и увлекательного, и неизведанного.