Екатерина Цветкова
Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя
с детьми с ОВЗ
В последнее время мы наблюдаем, как стремительно меняется отношение общества к теме «дети с ОВЗ». Стали развиваться службы ранней помощи, специальные центры, классы, группы в детских садах.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» сегодня любой ребенок имеет право посещать учебное заведение по выбору родителей, поэтому каждый педагог в школе или детском саду должен уметь работать с детьми с ОВЗ.
Публикация «Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Мне бы хотелось предложить вашему вниманию некоторые подходы к обучению дошкольников с ОВЗ игре, как ведущему виду деятельности в этом возрасте.
Влияние игры на ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами-заместителями. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения.
Исходя из этого мы должны, создавать условия для пробуждения у ребенка с ОВЗ интереса к игре, проявления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:
• стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы во взаимодействии с ребенком;
• осторожно вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью разнообразных игрушек;
• осуществлять показ игровых действий;
• побуждать ребенка к повторению игровых действий взрослого;
• поддерживать инициативные игровые действия ребенка;
• наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками;
• преобразовывать не игровые действия ребенка в действия «понарошку».
Мне бы хотелось остановиться на некоторых играх, которые мы используем в работе с особенными детьми.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Это достаточно распространенная на сегодняшний день проблема. Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Общими для этих детей являются эффективные проблемы и трудности активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства и стереотипность поведения.
Игра – наиболее эффективное средство специальной помощи ребенку раннего и дошкольного возраста с аутизмом.
Перечисляя развивающие возможности, необходимо обратить особое внимание на то, что внутри неё прогрессирует способность ребенка к эмоциональному взаимодействию с другими людьми, к сопереживанию. Общепризнанно, что при детском аутизме эта способность нарушена.
Начиная работу, нужно отдавать себе отчет в том, что аутичный ребенок, скорее всего, не примет игру, предложенную взрослым. Его собственная активность, при этом, чаще всего является аутостимуляцией. Однако, аутостимуляция - «образ жизни» ребенка с аутизмом, поэтому мы не можем ее игнорировать или запрещать. Лучшее решение - подключиться к аутостимуляции с тем, чтобы постепенно преобразовать ее, сделать частью совместной игры. Преимущества этой «тактики» очевидны, так как легче всего наладить контакт с аутичным ребенком, усиливая приятные ему впечатления и не навязывая чего-то нового. Например, когда малыш качается на лошадке- качалке, взрослый может читать стихи в ритме раскачиваний и т. д.
В игровой комнате должны быть наборы разноцветных кубиков, конструкторы, маленькие игрушки (например, из «киндер- сюрпризов», или персонажи, которые есть в конструкторах «Лего», карандаши, другие предметы, которые можно группировать по цвету и форме, мозаика или маленькие геометрические фигурки для выкладывания орнаментов. Взрослый может присоединиться к ребенку, внимание которого поглощено этими мелочами, помогая ему группировать, пересыпать, выкладывать ряды по цвету или форме предметов.
Любое присоединение взрослого к аутостимуляции ребенка должно сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием. Более того, взрослый не всегда может (и не всегда должен) включаться в игру аутичного ребенка на уровне конкретных действий; его задача, прежде всего, - постоянно комментировать ситуацию, придавая ей положительную эмоциональную окраску и определенный игровой смысл.
Например, если ребенок «застыл» у окна, мы комментируем то, что он видит: как идет снег, какие там машины, как деревья качаются под ветром, как спешат прохожие, потому что холодно и т. п. Если начинает выстраивать ряды из игрушечных машин или кубиков, мы помогаем ему, приговаривая: «Вот, держи, еще один кубик. Какой длинный поезд получается! Много-много вагонов!»
Спектр игровой деятельности с такими детьми разнообразный. Мы применяем игры с природным материалом, мягкое модульное игровое оборудование. Специалисты присоединяются к такой игровой деятельности параллельно, используя «метод активного слушания» и технологию «процессуальной игры». У детей с РАС очень обострены тактильные ощущения, они иначе воспринимают звуки окружающего мира, задача состоит в том, чтобы дать ребенку как можно больше информации с помощью подручных материалов. Если это книга, то отдайте предпочтение той, которая имеет текстильные или меховые вставки. Тогда ребенок будет не просто слушать рассказ, а ощущать его всем своим существом, проникаясь содержанием полностью. Если это кубики, то они должны быть тканевыми, музыкальными, с шуршащим или звенящим наполнением внутри.
Мы не заставляем ребенка играть, если ему этого не хочется. Дети с РАС очень чувствительны к малейшему давлению, и настойчивость может вызвать истерику и взрыв вовсе не положительных эмоций. И еще, прежде чем предложить ребенку игру, внимательно оцените его настроение, ведь, возможно, именно сейчас ему хочется побегать и попрыгать, а не сидеть за настольными играми. Так как дети воспринимают все через ощущения, то самое время превращать обычную игру в полезную. Вот примеры некоторых игр :
- Игры с крупами;
Расположитесь в удобном месте, подготовьте разные виды круп (рис, горох, фасоль, гречку) и начинайте игру. Пусть ребенок сначала просто посмотрит, потрогает, запустит в миску пальцы и руки целиком. Будьте готовы к тому, что вся крупа может полететь на пол, и вот когда это начнет происходить, комментируйте: «Упали рис и гречка — пошел дождик». Повторите это несколько раз, пусть ребенок насладится звуком, пропустит его через себя и ощутит; «Посыпалась фасоль с горохом — надо же, а вот и град. Какой он сильный, не правда ли?» .
- Игры с водой;
Позвольте ребенку плескаться водой, разбрызгивать ее, топать по образовавшимся лужам и прислушиваться к звукам.
- Игры с камнями;
Разрешите ребенку трогать камни, перекладывать их в различные емкости. Ощущать прикосновение камней: камни холодные, большие, гладкие и т. д.
К сожалению, не все родители верят в коррекционно-обучающую форму игровой деятельности. Родители, воспитывающие ребенка с особыми потребностями, должны научиться воспринимать игру, как жизненную необходимость для своего ребенка, сколько биологических лет ему бы не было. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Специалисты обучают родителей обыгрывать любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и естественными возможностями ребенка.
Список Литературы
Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. : Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. -М. : Книголюб, 2004.
Ерина О. Н. Консультация по коррекционной педагогике на тему :
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
«Игры для детей с СДВГ». Авторы статьи Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотов
Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми ; Санкт-Петербург, «Речь», 2003
Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. : Генезис, 2000г.