Марина
Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями
Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами, психологами и педагогами дошкольных учреждений. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируются на использование различных видов искусства. В последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребёнка с различными отклонениями. Психо - коррекционная программа построена на различных видах народного искусства, может оказать значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
Публикация «Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями» размещена в разделах
Театрализованная деятельность является одним из средств решения комплекса психо - коррекционных задач.
Внедрение в практику работы данного направления чрезвычайно перспективно.
Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие детей с задержкой речевого развития основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, мини – культурные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.
Ребёнок с нарушениями в развитии, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Ранняя интервенция в психическое развитие ребёнка средств театрализованной деятельности является этически обоснованной и правильной, нежели калькирование зарубежных технологий диагностической и коррекционной работы без учёта специфики русской этнической среды.
По мнению Л. С. Выгодского, проблемы в развитии речи у ребёнка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей, когда нарушается “нормальное врастание ребёнка в культуру “. Организация коррекционно - педагогической помощи детям с проблемами в развитии должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности, особенно театрализованной.
По словам К. С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собою», «… на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит исключительно из диалогов». Далее К. С. Станиславский пишет: «Особенность сценического общения заключается в том, что оно происходит одновременно с партнёром и со зрителем. Замечательно то, и с тем и с другим общение является взаимным. В процессе общения надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из людей в отдельности. Лучше всего наблюдать эти приспособления у детей».
По мнению выдающегося отечественного философа Ю. М. Лотмана, «искусство является формой передачи жизненного опыта поколений, а также средством человеческого общения. Произведения искусства представляют собой модель жизненных ситуаций, позволяющих приобщаться к важным культурным феноменам, ещё не пережив их в реальной жизни». Это позволяет рассматривать искусство в качестве универсального источника развития коммуникативной сферы, углубляющего понимание реального человеческого общения.
Особенности искусства заключаются в том, что, представляя чужой чувственный и мыслительный опыт, оно обладает достоинствами личного опыта, непосредственностью, наглядностью, конкретностью. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребёнок познаёт новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.
Коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребёнка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль – та внешняя опора, которая помогает ребёнку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс.
Творческая игра – драматизация является условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность, умение понять своего партнёра, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств речи для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также формирование чувства партнёра, т. е. умения действовать совместно с другими детьми.
Принятие ребёнком роли, какого – либо персонажа – весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека, дающая ему возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребёнок начинает постигать, что такое ролевое поведение. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребёнку предоставляется образец поведения.
В играх – театрализациях педагогами широко используются народные игрушки – изделия умельцев народных промыслов. Бесчисленные фигурки животных, птиц, людей в руках детей, под руководством опытных педагогов, превращаются в сказочных героев.
Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает её героев вполне реальными существами, поступки которых можно проецировать на собственную жизнь.
Чаще всего основой игр – театрализаций являются русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. У детей появляется возможность создать собственного колобка или волка и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет обладать сам.
Коррекционные возможности театрально – игровой деятельности детей с нарушениями в развитии :
- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самодеятельности.
Театрализация коррекционно – педагогического процесса вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявлять инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Таким образом, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции психофизиологических процессов.