Вера Мамаенко
Эссе «Метод проектов в практике работы воспитателя»
Метод проектов в детском саду имеет глубокие и прочные корни. Ещё первые советские педагоги уделяли ему большое внимание.
Можно с уверенностью сказать, что мнение Крупениной М. В. о реализации метода проектов с учётом педагогических принципов, таких как: деятельностный подход, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, сотрудничество детей и взрослых, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, самодеятельность, обосновано и подтверждёно временем, опытом работы многих детских садов.
Публикация «Эссе „Метод проектов в практике работы воспитателя“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Доказать это возможно простыми и понятными примерами.
Деятельностный подход в современном дошкольном образовании предполагает предоставление возможности не выучить, а научиться делать самостоятельно. Главным, на что делается упор, является конкретное дело, действие, а затем уже идут знания, которые в итоге лучше воспринимаются и являются более качественными. И это не пассивное созерцание, а активное движение, действие, манипулирование. Очень точно обрисовывают суть деятельностного подхода высказывания Конфуция:
- «Слышу – не помню, вижу – помню, делаю – понимаю»
- «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбку. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить»
Примером такого подхода в моей практике может служить проект «Необычное в обычном». Целью данного проекта было изготовление подарков к 23 февраля и 8 марта из различных, в том числе бросовых материалов. Конкретное манипулирование различными материалами в конечном итоге привело к созданию индивидуальных, неповторимых работ. И в дальнейшем изготовление подарков не было проблемой: подбор материала, техники исполнения, структура работы выполнялись самостоятельно или после обсуждения в группе друзей.
Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой предполагает как взаимодействие с природой и изучение природных явлений, так и формирование вживания в социальную среду и взаимодействие с различными людьми, как взрослыми, так и детьми разных возрастов. Чем разнообразнее состав социальных партнёров дошкольной организации, тем более качественно можно организовать знакомство с современными реалиями общественной жизни.
Когда в рамках проекта «Правила дорожные – простые и надёжные» была организована экскурсия в ГИБДД на автобусе, восторгу детей не было предела. Воспоминания остались очень яркие. Даже после ухода детей в школу они вспоминали об этом событии.
Сотрудничество детей и взрослых предполагает тройное взаимодействие: дети, педагоги, родители. С включением социального партнёрства. Включение семей воспитанников в проектную деятельность помогает не только детям лучше и качественнее освоить что-то новое, но и родителям больше узнать о своих детях, их жизни за пределами семейного пространства, образовательном потенциале детского сада. Получается своеобразное образование взрослого при получении новых знаний ребёнком. И воспитатели тоже получают новые знания: в процессе самообразования, при общении с родителями воспитанников, социальными партнёрами.
Здесь примером может служить проект «В гости к радуге» для детей 4 лет. И помощь родителей, и рассматривание самой радуги на фото и видео, и воспоминания об увиденных радугах из личного опыта, позволили оставить воспоминания о проекте надолго.
Актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе проявляется в возможностях ребёнка полноправно принимать участие в воспитании других : передача новых знаний друзьям, родителям, воспитателям, представление себя, своих творческих работ, достижений. Получается, что получив знания, он может их полноценно представить, отстоять свою точку зрения, научить других.
В рамках проекта «Здравствуй, Осень золотая» была организована выставка совместных работ детей и родителей в фойе детского сада. А для друзей каждый её участник получил возможность представить свою работу, рассказать о ней с гордостью за себя и свою семью. Кто-то сделал это в группе, когда принёс её из дома, кто-то и во время экскурсии к ней всей группы, а некоторые делали это при каждом удобном случае: выходя на прогулку, уходя домой.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей является обязательным условием любой деятельности в детском саду в современных условиях. То, что непонятно и невозможно выполнить только отпугнёт юного исследователя от дальнейших действий и надолго.
При организации проекта я стараюсь адаптировать информацию под особенности воспитанников, к каждому подхожу индивидуально. В рамках проекта «Отважные пожарные» мы участвовали в олимпиаде по правилам пожарной безопасности на Маам. Задания этой олимпиады рассчитаны на детей дошкольного возраста и начальных классов. Задание с ребусами бывают сложны для дошкольников. Я спокойно читала задание и если не видела отклик в глазах ребёнка, то переходила к следующему заданию. И вот один ребёнок активизировался, стал предлагать ответы, а потом и сказал правильный. Мы радовались вместе этой победе.
Самодеятельность, самостоятельность позволяют более полно раскрыться каждому индивиду. Поддержка должна быть минимальной, точно рассчитанной и, желательно, малозаметной.
Возможности детям действовать самостоятельно стараюсь давать всегда. Мы вместе учимся, заново осваиваем вершины знаний и с каждым годом я открываю много нового. В этом мне помогают мои маленькие исследователи и первооткрыватели.
Вот поэтому метод проекта становится для меня всё более интересен, и больше вливается в мою педагогическую практику.