Фирдаус Набиева
Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».
С. И. Мерзлякова
(из программы «Волшебный мир театра»)
Ни для кого не секрет, что лучшие друзья современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимые занятия - просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети мало общаются не только со взрослыми, но и друг с другом, они стали менее отзывчивы к чувствам других. Малыши не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности их поведения. Поэтому я считаю, что работу, направленную на развитие эмоциональной сферы ребенка, на формирование способности к состраданию, сопереживанию, на ознакомление с миром прекрасного лучше всего проводить в форме занятий, включающих в себя элементы театрализованных игр и театральных постановок.
Публикация «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми, Отчет о проделанной работе» размещена в разделах
Детей я приняла в возрасте 3-х лет и уже с младшего возраста я привлекаю детей к разыгрыванию сценок, правда совсем маленьких: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют. Такие этюды - импровизации с элементами затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства в сочетании с теплотой народной поэзии имеют большое значение для духовного обогащения жизни ребенка, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Основной задачей, которую решают дети в процессе театрализованной игры, является развитие образных представлений, а не механическое заучивание и воспроизведение текста. В таких играх создаются условия для раскрытия исполнительских и оценочных способностей детей, дается установка на успех. В ходе выполнения заданий каждый ребенок может проявить себя. Начинаем мы с простых театральных этюдов : «Жадный пес», «Злюка», «Гроза», «Цветок», «Вкусные конфеты», «Кузнечик», «Штанга», «Ем лимон», «Кто я?» и другие. Все эти задания знакомят детей с элементами выразительных движений: жест, поза, мимика.
Следующим этапом является работа над интонациями персонажей. Я провожу с детьми игру «Повтори за мной». В ходе нее я читаю различные литературные произведения с определенной интонацией. Большим успехом у детей пользуются хорошо знакомые стихи А. Барто. Они способны вызвать и грусть, и радость, и удивление. Я читаю стихотворение, а затем обсуждаю с детьми настроение, передаваемое в нем. После этого дети повторяют его с учетом всех интонационных моментов. Итоговым занятием по работе над интонацией может стать «Концерт-каламбур», на котором дети нарочно читают произведения с «неправильной» интонацией. Это вызывает у публики смех, создает хорошее настроение. Но в конце такого мероприятия все стихи читаем правильно: или хором, или по кругу.
Для развития навыков эмоционального общения друг с другом, что очень важно в театрализованной деятельности, я включаю в занятия и коммуникативные игры, в ходе которых у детей формируется способность увидеть достоинства в других людях. Так ребята учатся сотрудничать. Начинаю с простой игры «Давайте поздороваемся» (дети здороваются плечами, спинами, носами, щеками и т. д.).
В среднем возрасте мы перешли к сказкам и в руках у детей оказались непосредственно персонажи той сказки, которую предстояло сыграть. Сказка во все времена имела огромную власть над детскими сердцами. Сначала мы их читаем, обсуждаем. Потом постепенно начинаем обыгрывать. Первые сказки: «Репка», «Колобок», «Кошкин дом». Костюмы, различные маски и музыка помогли создать впечатление настоящего театра. Образы кошки, курочки, лошадки, собачки, зайчика, волка были обыграны ярко и эмоционально.
В старшей группе начала очень серьезную и кропотливую работу - пополнение развивающей среды театральной ширмой и новыми куклами театра бибабо. Первой такой куклой стала веселая игрушка – Петрушка.
Затем знакомила детей с устройством этой ширмы и обучала приемам кукловождения: кукла должна выходить не сразу, как из-под земли, а постепенно (сначала голова, затем плечи, грудь, потом показывается немного выше колен). Уходить кукла тоже должна правильно. Обучала проведению голосовых этюдов с куклой: например «Плачет»- закрываем мордочку его лапками; «Радуется»- кукла прыгает и т. д.
В этом возрасте, изучая творчество А. С. Пушкина, обыграли «Сказку о рыбаке и рыбке». По изготовлению костюмов для представлений всегда проводилась большая работа с родителями. Дети блестяще играли спектакли и перед сверстниками, и перед гостями детского сада и перед родителями. Они выступали и были актерами настолько, насколько могли.
Роль зрителя в театральных играх также очень важна. Умение слушать и слышать, смотреть и видеть важно для тех, кто играет на сцене, и для тех, кто находится в зрительном зале. Но никакой спектакль не найдет отклика в сердцах зрителей, если речь детей не будет выразительна. Даже малыши 3-х лет, для которых более важен зрительный, образный ряд, вслушиваются в слова, не до конца понимая, что они значат. Для детей же старшего возраста важны все компоненты театра : и музыка, и костюмы, и декорации, и главное- слово. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, я уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Например, при подготовке к цирковому представлению, дети узнали много новых слов: акробат, эквилибрист, фокусник, форганг, конферансье, жонглер и др., и впоследствии использовали их в своих играх.
На занятиях я знакомила детей с театром, называя актеров «главными волшебниками». Дети с интересом слушали рассказы о различных театрах, рассматривали иллюстрации. Но мы слушали и рассказы детей, ведь многие из них посещали театры в других городах со своими родителями, бывали в театрах и за границей. Обучая детей умению регулировать темп речи, громкость, дыхание, я обратилась к таким видам фольклора, как заклички, колыбельные, пестушки. Педагогическая наука давно признала и скороговорки инструментом совершенствования произношения, развития артикуляционного аппарата. При подготовке к театрализованным играм я постоянно использую этот жанр фольклора в работе. Не каждому ребенку удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Много еще различного речевого материала, игровых приемов я использую при подготовке к театрализованным играм : это и пальчиковые игры, и прибаутки, и песенки, и загадки и хороводы. Дети учатся не только понимать образную речь, но и активно употреблять в играх самые разнообразные выразительные средства. И еще: тексты театральных постановок мы учим наизусть, не допуская замены его своими словами.
В старшей группе мы обыграли сказку «Медведь - липовая нога». Дети очень точно выучили текст сказки. Во время спектакля мы разыграли настоящую праздничную театральную атмосферу : повесили афишу, раздавали билеты, приглашали зрителей в театральное кафе, звучала музыка. Огромное значение играет настроение, оформление декораций. В своей работе я учитываю то, что дети могут захотеть меняться ролями, и эту возможность им предоставляю. Для этого мы показываем спектакль сначала с одним составом, а затем с другим.
Вся эта работа возможна только при продуманной, содержательной предметно- развивающей среде в группе. Согласно требованиям ФГОС ДО она у нас открытая, доступная, полифункциональная, трансформируемая, вариативная и безопасная. В группе есть пальчиковый театр, настольный театр, театр масок и шапочек, театр игрушек, перчаточные куклы. Есть еще один самый любимый, загадочный и необычный для восприятия детей - теневой театр. Дети очень увлеченно участвуют в такой игре, так как сейчас, в возрасте 6-7 лет, они легко могут управлять персонажем и одновременно озвучивать его.
В этом году мои дети уходят в школу. Готовясь к большому празднику- 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы с детьми подготовили представление «На привале». Конечно, эту постановку я нашла в интернете, но она очень понравилась и мне и детям. Мы решили ее сыграть. Вместе с родителями готовили атрибуты: макет костра, пеньки, военные костюмы. Много беседовали о войне, посмотрели фильмы. Выступили с этой постановкой на городском фестивале «Детский театр» в рамках детских Дельфийских игр «Усинск - добрый город детства». Нашу творческую группу «Радуга» наградили дипломами за лучшую афишу и лучшую театральную постановку.
В театральной жизни группы активное участие принимают родители. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения. В любом случае союз педагогов, детей и родителей способствует комплексному, разностороннему воспитанию и развитию детей. Совсем недавно наши родители вместе с детьми приняли участие в отборочном туре Всероссийского конкурса семейных фотографий на тему «Блюдо для литературного героя». Они подготовили сцены из сказок «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Красная шапочка», «Каша из топора».
В процессе работы по театральному творчеству я ставила эксперимент: удастся ли сформировать у детей глубокие познания об окружающем мире, прикоснуться к философскому осмыслению многих важных понятий; на каком уровне это возможно у дошкольников. А, может быть, юные философы окажутся мудрее, чем думаем мы, взрослые о них. Именно такой исследовательский подход при организации театрализованной деятельности использую я - толчок для глубинного развития личности ребенка. И вся эта работа - не просто забава и развлечение, возможность подготовить выступления, продемонстрировать достижения и таланты, но и открытие вместе с детьми сложного мира, в том числе и такого, как волшебный мир театра!