Марина Ревина
Художественно-эстетическое развитие малышей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование являются важным средством разностороннего развития дошкольников. Непосредственная образовательная деятельность, свободная изобразительная деятельность детей решают образовательные задачи и способствуют умственному, нравственному, эстетическому, физическому воспитанию дошкольников.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие малышей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов и создание положительной мотивации к творческой деятельности. Малыши 2-4 лет эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой. Они проявляют большой интерес к различным природным материалам, с интересом их рассматривают и с восторгом работают с ними.
Чтобы удовлетворить возможности малышей в рисовании, недостаточно традиционных красок, кисточки, карандашей. Для развития творческого потенциала ребенка, самостоятельности, креативности и творческой активности в своей работе я стараюсь использовать природный материал и нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные материалы интересны, а главное- любопытны детям. Детей интересует и привлекает сам процесс деятельности.
Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы не только с бумагой, но и с природным материалом. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений : лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д. ; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий: «Времена года», «Животные», «Птицы прилетели» и т. д. ; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, семена растений, и даже самую обыкновенную крупу.
Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, рисовать, а также овладеть навыками обращения с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
В своей работе с детьми я использую игровую технологию. В младшем дошкольном возрасте дети легко входят в игру, на основе предложенной воспитателем неоконченной картинки: «привязывают» на ниточки шарики; рисуют, как идет дождик, как растет травка. Очень любят малыши помогать игрушкам. Нетрадиционные способы изображения и разнообразные материалы содержат в себе элемент необычности, ставят новые задачи, заставляют все время что-нибудь придумывать, и дети с большим удовольствием включаются в этот процесс. Рисование ладошками или пальчиками вызывает у малышей огромный интерес, ведь это так отличается от традиционного представления о рисовании.
Также в своей работе я использую технологию проектной деятельности. Она позволяет объединить различные виды детской деятельности и детского творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники : создание альбомов, папок, стендов, тематических выставок.
С большим удовольствием дети занимаются изготовлением своими руками необыкновенных вещей, подарков, поделок. Дети становятся раскованнее, проявляют свою индивидуальность. Такую работу я организую индивидуально, в силу возраста детей, и парами.
Разумеется, вводить нетрадиционные приемы в изобразительную, художественно- продуктивную деятельность надо разумно, не умаляя значения традиционных техник, учитывать целесообразность применения их по той или иной теме. Если у ребенка отсутствуют навыки традиционных техник, он не сможет овладеть новым, не стандартными и результаты творчества ребенка будут далекими от его ожиданий, вследствие чего ребенок вообще может больше не захотеть рисовать или конструировать.
Таким образом, инновационные педагогические технологии в художественно- эстетическом развитии дошкольников способствуют активизации познавательной деятельности детей, повышению интереса к экспериментированию и активному взаимодействию, развитию их творческой фантазии и воображения.