ЕЛЕНА НЕЗНАМОВА
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Материал для статьи в сборник
Статья в сборник.
Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №123 «Тополёк», Россия, г. Старый Оскол
Незнамова Е. А.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» размещена в разделах
В статье традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач: — развитие творческого потенциала ребенка; — развитие образного, ассоциативного мышления; — развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает :
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает : 1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.
Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений). Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т. д.
Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления : красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, веселый – грустный, красный – зеленый и т. д. дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову).
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования :
- полифункциональности, открывающий перед детьми множество возможностей, обеспечивающий все составляющие образовательного процесса;
- трансформируемости, предоставляющий возможность изменений, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- вариативности, позволяющий периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих художественно-эстетическую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Характеризуя художественно-эстетическую среду и ее влияние на развитие личности ребенка, Л. П. Печко выделяет следующие доминантные качества среды как педагогические условия:
• гармоническую насыщенность пространства и времени образами искусства, его фрагментами и предметами – носителями природных качеств;
• сочетание константности и динамичности, сменности компонентов эстетической организации среды ДОУ, группы, кабинета;
• значимость включения в среду продукции эстетического творчества самих детей, их творческих работ; • актуальность создания конкретной специфичной эстетической среды для всех возрастных групп в процессе проведения занятий;
• выявление историко-культурного «ореола» традиций ДОУ и региона как естественного эстетического средового фона;
• влияние художественно-эстетического сознания и культурных ориентаций педагога и детей.
Предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В. В. Давыдов, Л. П. Печко, В. А. Петровский) должна быть:
• сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;
• взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;
• не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать активность детей;
• активно включать детей в создание среды, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;
• должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.
- порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, - материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку;
• должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.
Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает создание следующих условий:
– обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
– организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования, сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
– предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
– поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка. Для расширения проблемы исследования необходимо рассмотреть психолого-педагогические особенности организации занятий по эстетическому образованию дошкольников.
Список литературы
1. Мухина, В. С. Возрастная психология. – М., 1997. – 183 с.
2. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981. – 371 с.
3. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. : КАРО, 2008. – 278 с.
4. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. – М. : АСТ; Спб; Сова, 2006. – 186 с.
5. Печко, Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека - М, 1991 - с. 17
6. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – М. : Просвещение, 2007. – 362 с.
7. Потапова, Е. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. – «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2012. – 173 с.
8. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. –М. :Творческая педагогика, 1993 г.
9. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии. – изд. Академия, 2008 г.