МААМ-картинки

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности

ЕЛЕНА НЕЗНАМОВА
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Материал для статьи в сборник

Статья в сборник.

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №123 «Тополёк», Россия, г. Старый Оскол

Незнамова Е. А.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» размещена в разделах

В статье традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач: — развитие творческого потенциала ребенка; — развитие образного, ассоциативного мышления; — развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает :

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает : 1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений). Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т. д.

Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления : красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, веселый – грустный, красный – зеленый и т. д. дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову).

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования :

- полифункциональности, открывающий перед детьми множество возможностей, обеспечивающий все составляющие образовательного процесса;

- трансформируемости, предоставляющий возможность изменений, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

- вариативности, позволяющий периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих художественно-эстетическую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Характеризуя художественно-эстетическую среду и ее влияние на развитие личности ребенка, Л. П. Печко выделяет следующие доминантные качества среды как педагогические условия:

• гармоническую насыщенность пространства и времени образами искусства, его фрагментами и предметами – носителями природных качеств;

• сочетание константности и динамичности, сменности компонентов эстетической организации среды ДОУ, группы, кабинета;

• значимость включения в среду продукции эстетического творчества самих детей, их творческих работ; • актуальность создания конкретной специфичной эстетической среды для всех возрастных групп в процессе проведения занятий;

• выявление историко-культурного «ореола» традиций ДОУ и региона как естественного эстетического средового фона;

• влияние художественно-эстетического сознания и культурных ориентаций педагога и детей.

Предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В. В. Давыдов, Л. П. Печко, В. А. Петровский) должна быть:

• сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;

• взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;

• не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать активность детей;

• активно включать детей в создание среды, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;

• должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

- порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, - материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку;

• должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.

Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает создание следующих условий:

– обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

– организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования, сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

– предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

– поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка. Для расширения проблемы исследования необходимо рассмотреть психолого-педагогические особенности организации занятий по эстетическому образованию дошкольников.

Список литературы

1. Мухина, В. С. Возрастная психология. – М., 1997. – 183 с.

2. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981. – 371 с.

3. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. : КАРО, 2008. – 278 с.

4. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. – М. : АСТ; Спб; Сова, 2006. – 186 с.

5. Печко, Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека - М, 1991 - с. 17

6. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – М. : Просвещение, 2007. – 362 с.

7. Потапова, Е. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. – «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2012. – 173 с.

8. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. –М. :Творческая педагогика, 1993 г.

9. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии. – изд. Академия, 2008 г.

Публикации по теме:

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Значение образовательного пространства в творческой социализации дошкольников Доклад для воспитателей доо на тему «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Значение образовательного пространства.

Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2–3 лет в процессе художественно-творческой деятельности Актуальность проблемы. Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к истокам национальной культуры Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности: театр оригами «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством мини-музеев Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством мини-музеев. Для приобщения детей к истокам отечественной народной.

Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Игра брейн-ринг для педагогов ДОУ «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции.

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе литературно-театрализованной деятельности Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей много веков подряд находится.

Опыт работы «Художественно-эстетическое развитие в процессе конструктивной деятельности детей младшего возраста» Актуальность Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений.

Технологическая карта по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» Технологическая карта по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «ФЭМП» в 2 группе Государственного бюджетного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности
Опубликовано: 8 октября 2019 в 16:45
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА НЕЗНАМОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД