Марина Анпилогова
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Важность данной темы заключается в том, что изобразительная деятельность, пластилинография, влияет на развитие моторики у детей дошкольного возраста, позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями носит эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Детей с ОВЗ характеризует отставание в психическом развитии, наблюдается отставание в формировании восприятия, снижена активность мышления. Из – за быстрого наступления утомления дети часто не могут завершить начатое дело. У них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а иногда он и вовсе отсутствует.
Решение данной проблемы требует специального подхода, который, на мой взгляд, заключается и в использовании традиционных техник в работе с детьми с ОВЗ. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно - творческая деятельность, ведь искусство - это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.
С помощью данных техник, ребенок накапливает позитивные эмоции, выводит их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, творчески самовыражается.
При рисовании у ребёнка развиваются самые разнообразные навыки и способности, а именно:
ребёнок учится зрительно оценивать форму предмета, ориентироваться в пространстве, различать и чувствовать цвета
тренирует глаза и руки
развивает кисть руки.
Занятия по изобразительной деятельности с использованием традиционных техник с детьми ОВЗ представлены на слайде
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла.
Существуют следующие практики, применяемые на занятиях пластилинографией:
1. Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
2. Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
3. Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.
При обучении ребенка техникам и практикам работы с пластилином взрослым следует постепенно повышать сложность заданий. Для первых творческих уроков подбирается несложный сюжет картины, с небольшим количеством мелких деталей. Сначала необходимо научить ребенка просто работать с пластилином: раскатывать, сплющивать, отщипывать, правильно наносить на бумагу и т. д.
С получением первоначальных навыков создания пластилиновой картины, ее сюжет можно усложнить, добавив мелкие детали. В процессе занятий взрослым необходимо показать ребенку, как при помощи зубочистки или пластмассового ножика на изображении создается рельеф.
Активно практикуясь, продвигаясь от простых к более сложным работам, ребенок вырабатывает навыки планирования и анализа.
Методы использованные на занятии представлены на слайде
Таким образом, занятия изобразительной деятельностью, а особенно с использованием традиционных техник рисования – это важное средство развития личности дошкольника, его творческих способностей. Творческий процесс - это настоящее чудо! Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности! Они осознают, что даже ошибка - это всего лишь шаг к чему-то новому…