Любовь Чепкасова
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
они питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. В наше время развития детского творчества является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы „Кисточка“» размещена в разделах
Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию старших дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
Дополнительная общеразвивающая программа «Кисточка» направлена на художественно-эстетическое развитие ребенка в процессе обогащения сенсорного и чувственного опыта во всех видах творческой деятельности, при организации образовательной среды, стимулирующей изобразительные виды деятельности (рисование, лепка, художественное конструирование и пр.). Отличительная особенность программы - используется системный, комплексный, личностный и деятельный подходы к развитию ребенка.
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики).
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей рисованию, их индивидуальные особенности и потребности.
При деятельном подходе ребенок рассматривается как субъект разнообразных видов деятельности, ведущей из которых является игра. В игре, игровой ситуации, созревают познавательные процессы, потребности, становление личностной готовности детей к школе.
Программа «Кисточка» рассчитана для детей 5-7-летнего возраста, независимо от наличия у них специальных навыков. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация.
Цель: развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке природой, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки, показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет острую потребность детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. В этом виде деятельности старшие дошкольники проявляют высокую заинтересованность. Эти факторы положительно влияют на эмоциональное состояние, общее психическое развитие ребенка и вместе с тем эта деятельность, является средством всестороннего развития ребенка.
В старшем возрасте, перед дошкольниками раскрывается мир во всей его сложности и многозначности: теперь у ребенка более богатые представления. Малыш уже понимает, что можно с помощью цвета выплеснуть на лист бумаги радость или гнев, печать или страх, а также создать впечатление покоя и равновесия. Детям предлагаю следующие задания: нарисуй с закрытыми глазами, нарисуй двумя руками одновременно; сказочные птицы и звери, другая планета и т. д. Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. При применении нетрадиционных техник рисования, я старалась получить положительные результаты: создать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного. Каждое занятие удивляло новизной и неожиданным решением. Таким образом, постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования: кляксография, рисование «тычками», рисование по сырой бумаге, рисование печатками, набрызг, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Рисование нетрадиционными способами завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Дети располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе занятий по нетрадиционному рисованию: у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук. Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. Также научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.
Показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем выставки рисунков, готовим подарки малышам и взрослым к праздникам.
Мы используем: гуашь, краски, пластилин, соль, крупы, песок, нитки, мелки,
пуговицы и др. Мой опыт работы свидетельствует о том, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить положительные эмоции. Совместная деятельность с взрослым, поддерживает активность ребёнка в процессе творчества. Инновационные технологии дают ребенку простор для творчества и самовыражения.
Пусть дети рисуют, творят, фантазируют. Рисование детям доставляет удовольствие, они познают радость творчества, учатся видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника.
Список литературы
1. Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок. - М. : Педагогика, 1972. - 264с.
2.«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой.
3. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.