Наталья Николаевна Рябинина
Художественная литература как средство развития речи детей от 4 до 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература как средство развития речи детей.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир
Овладение речью - это способ познания действительности.
Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного воспитанника, от объема и динамичности его знаний.
Публикация «Художественная литература как средство развития речи детей от 4 до 5 лет» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.
Огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике.
Использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка- дошкольника.
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей : на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их вкус.
И проблема приобщения дошкольников к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников: телевидение, Интернет, гаджеты. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Фольклор так же имеет огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.
Всем известно, что книга развивает речь и фантазию ребенка, учит общению с ровесниками и взрослыми, воспитывает и дает возможность познавать мир.
Роль книги трудно переоценить.
Художественная литература выполняет особую роль. Рекомендуются такие произведения как: «Говорливый медведь» Л. Устинова, «Азбука вежливости» Л. П. Васильевой-Гангус (в сокращении, «Фея» Ш. Перро, «Приключения Мишки Ушастика» Ч. Я. Янчарского, «Морозко» словацкая сказка, «Обида» Э. Мошковской, «Сова» В. Бианки, «Вежливый кролик» мексиканская сказка, «Друг детства» В. Драгунский, «Кузька» Александровой, «Лиса и тетерев» И. С. Крылова, «Совет» Р. Сефа, «Телефон» К. Чуковского, «Умей обождать» К. Д. Ушинского, «Маленький водолазик» Д. Цончева, Русские сказки «Умей обождать», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Моя семья» Д. Габе и т. п.
Эти же произведения можно использовать для показа детям средствами кукольного театра. Демонстрировали мультфильмы: «Паровозик из Ромашково», «Трое из Простоквашино», «Котенок по имени Гав», мультфильмы по произведениям Г. Остера «Про слоненка и его друзей» и другие.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также средство развития речи детей. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму, потому что малыш бессознательно тянется к языковому образу, повторяет живое слово, играет с ним.
Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.
Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений. Обогащать жизненный литературный опыт детей, используя разнообразные игровые приемы.
С художественным вкусом человек не рождается, над многим предстоит работать. У наших детей все еще впереди.