Анастасия Вербицкая
Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
При ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными и практическими методами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы). Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.
Художественная литература, как и другие виды искусства, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора. В художественной литературе используются проза и стихи. Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого, ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Стихотворение – это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка [1].
Публикация «Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Художественная литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.
А. В. Запорожец считает, что художественная литература – вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, с другой стороны – с иными типами словесного текста [12].
Особую роль литературные произведения выполняют в обогащении речи образными словами и выражениями. Из произведений К. И. Чуковского ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Произведения К. И. Чуковского дают образцы русского литературного языка, готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах музыкальность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, образность, выразительность [1].
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие повествования в несколько фраз, рассказы, созданные на основе пословицы, или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме, о Советской Армии.
На примерах прочитанного, дети уместно употребляют средства художественной выразительности в своем словесном творчестве, ясно представляют объект рассказа, умеют отбирать свойства и качества предмета, устанавливают причинно-следственные временные отношения. Кроме того, дети подбирают наиболее подходящие слова для выражения данной мысли.
На примерах положительных героев произведений у детей повышается культура общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять).
В дошкольном возрасте у детей активно развивается интерес и любовь к художественной литературе, возможности которой в формировании представлений о труде взрослых могут быть реализованы в образовательном процессе. Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействие на детей.
В процессе наблюдения за трудом взрослых, Е. И. Радина считает необходимым сопровождать наблюдение разъяснением смысла действий труженика, именно в нем и проявляются его лучшие качества: трудолюбие, настойчивость, ответственность, чувство долга и др. [22]. Опираясь на высказанные Е. И. Радиной положения, можно выстроить примерную последовательность разъяснений смысла трудовых действий взрослого при ознакомлении с художественной литературой для закрепления и расширения полученных знаний, формирования умения видеть в конкретных проявлениях труженика его отношение к выполняемому делу [22].
Под влиянием возвышающего воздействия художественного слова ребенок приходит к определенным выводам сам. Каждая полноценная в художественном отношении книга – это кусок жизни, она зовет ребенка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному опыту. Она открывает возможность пережить непережитое, занять собственную позицию, сделать выбор, принять решение. [22]
Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Литература способна внешние по отношению к детям социальные нормы поведения превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце. Вывод, добытый через сопереживание и собственную мысль, может стать убеждением, войти «в плоть и кровь» и «незаметно руководить» человеком. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им [14].
В формировании трудовой направленности детей важную роль играет подбор произведений о труде людей : в них нельзя ограничиваться только рассказом о трудовых действиях тружеников, необходимо раскрывать, опираясь на конкретные факты, их отношение к труду, коллективный характер труда, дружную, слаженную работу, взаимопомощь и лучшие черты личностных качеств тружеников. Именно такие произведения окажут наиболее сильное влияние на нравственную сферу дошкольника, вызовут желание быть похожим на них, проявлять в собственном труде подобные качества.
Поддерживая мнение Е. И. Радиной, Р. И. Жуковская справедливо подчеркивает, что формирование знаний о труде должно быть непременно связано с созданием у детей образа труженика, с показом лучших черт человека, выполняющего свое дело [22].
Продолжая исследование этой проблемы, А. М. Виноградова, С. А. Козлова обращают особое внимание на создание у детей представлений о нравственном облике труженика, отраженном в художественном произведении : «Вызвав и поддержав у ребенка интерес к человеку-труженику, мы создаем хорошую эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности» [3].
Большое влияние на детей оказывает сравнение черт характера труженика и ленивого человека. Для этого самым благоприятным и действенным материалом являются сказки, их персонажи. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них. Действовать по образцу любимого героя, брать с него пример – такова реакция многих детей на полноценное художественное произведение, где представлен яркий, незабываемый, нравственно позитивный характер героя. В воспитательных возможностях литературы особая роль также принадлежит отрицательным персонажам.
В сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница противопоставлена Ленивице. Хотя эти образы несколько условны, дети понимают смысл сказки: труд награждается, а лень наказывается.
Опираясь на такую особенность дошкольников, как эмоциональность восприятия, Л. А. Талер предлагает создавать поэтический образ труженика, который вызывает у детей восхищение, побуждает к подражанию.
Такого труженика показал детям К. И. Чуковский в образе заботливого, внимательного доктора Айболита. Поэт показывает поведение доктора в экстремальных ситуациях, когда ему приходится преодолевать разные препятствия на пути к цели. Врач не может отказаться от своей цели, выполняя свой долг перед заболевшими зверятами.
В рассказе К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» показывается, как много усилий прилагают труженики, чтобы достичь успеха. В этом автору помогает использование образа мальчика, который хочет поскорее надеть новую рубашку. Перед ребенком-слушателем проходит весь процесс труда взрослых : от посева семян льна до изготовления рубашки. А по ходу рассказа в ответ на нетерпеливые вопросы мальчика автор говорит ему: «Славная будет рубашка!».
В стихотворении В. В. Маяковского «Конь-огонь» раскрывается понимание необходимости качественного выполнения своей части общего дела и взаимосвязь между тружениками в процессе деятельности: рабочий изготовил отличную картонку, столяр сделал ровные колеса, художник раскрасил коня, чтобы он стал красивым.
При ознакомлении детей дошкольного возраста с трудом взрослых широко используются произведения, рекомендованные программой обучения и воспитания в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: К. Чуковский «Айболит»; А. Барто «Кораблик», «Грузовик», «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью; Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер» и др. Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака – пожарника Кузьмы «Пожар», почтальона «Почта», С. Михалкова – дяди Степы-милиционера и др. А также художественные произведения В. Берестова «Кто чему научится», Басни Л. Толстого «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег овец»; рассказы С. Георгиева «Бабушкин садик»; Л. Пантелеева «На море» В. Осеевой «Волшебная иголочка» [19].
Другими программами рекомендуются произведения: С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел») [6, 7, 9, 19].
Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.
Приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику, разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения и др.
Знакомя детей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому дети узнают о том, что, например, доктор – это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают.
Объясняя содержание труда, необходимо делать акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, через художественную литературу, знакомить детей с человеком определенной профессии. При этом обращать внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам : говорить о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика [2].
Большой познавательный материал о труде, о жизни дает дошкольникам книга рассказов Б. Житкова «Что я видел», которая является своеобразной энциклопедией для дошкольников. Написанное от лица маленького мальчика, это произведение дает детям представление о Москве, Красной площади, Кремле, о красной Армии, о колхозе, о лесе и многом другом. Алеша-Почемучка не только рассказывает – он живет, действует, что особенно привлекает слушателей.
Методику работы с художественной литературой в детском саду подробно описывают М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Они отмечают, что возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу [1]. По утверждению Л. С. Выготского, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок самостоятельно придумывает содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему произведения художественной литературы и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования [1].
В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления об окружающем, М. М. Алексеева, В. И. Яшина рекомендуют углублять эти знания с помощью словесных игр, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах:
- самостоятельное решение разнообразных мыслительных задач;
- описание предметов, с выделением характерных их признаков;
- отгадывание по описанию;
- поиск признаков сходства и различия;
- группировка объектов по различным свойствам, признакам;
- нахождение антонимов и синонимов и др.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Чтение стихотворений, рассказывание сказок, инсценировки сказок, отгадывание загадок, дидактические игры, подвижные игры, физминутки активизируют у детей глагольную лексику, помогают соотносить слово с действием, воспитывают интерес к слову, стремление понять значение новых, неизвестных слов [1].
С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций А. М. Леушина предлагает способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения [9].
К продуктивным методам можно отнести пересказ с перестройкой текста, творческие задания по прочитанной книге. Воспитатель должен следить за тем, чтобы, усваивая новые слова, ребёнок вместе с тем правильно понял их значение.
Одним из наиболее эффективных методов в формировании выразительности детской речи является театральная деятельность с детьми на основе сюжета литературного произведения. Произведения художественной литературы не только помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, но и возбуждают желание подражать им. Так возникает необходимость в театрализованных играх.
Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по-своему.
Таким образом, произведения художественной литературы играют огромную воспитательную роль при ознакомлении детей дошкольного возраста с трудом взрослых. При этом можно воспользоваться такими приемами, как: чтение произведения, составление пересказа, анализ в ходе беседы, заучивание стихотворений, подключение к деятельности взрослого, наблюдение за трудом взрослых в детском саду, организация сюжетно-ролевых и театрализованных игр по мотивам произведений художественной литературы.