Мария Уржунцева
Консультация «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь ребенка к людям труда – источник человеческой нравственности» — В. А. Сухомлинский.
Не секрет, что профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. В современном мире родители задумываются о будущем ребёнка с первых шагов. В дошкольной педагогике проблеме формирования представлений о мире труда и профессий, с недавних пор, стали уделять значительную роль. Однако, происходит это недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Целесообразно рассматривать дошкольный возраст, как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его, пока небогатым, жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии машиниста, полицейского, продавца и т. д. Но и об этих, так или иначе, знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий, является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Публикация «Консультация „Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Консультации
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
В связи с этим, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый и актуальный процесс. Связать образовательный процесс с реальными событиями помогает проектная деятельность. В игре же, ребёнок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных, полученных входе проектной деятельности, в практический опыт, который может ему пригодиться в жизни.
Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная особенность при правильном её использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие. Важно в самом начале дать ребенку пример для подражания. Таким примером должен стать трудящийся человек. Педагог обращает внимание детей на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброта, отзывчивость, жизнерадостность. Вызвав и поддержав у ребенка интерес к человеку – труженику, мы создаём хорошую эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду.
Начинать подобную работу нужно уже в младших возрастных группах, реализуя проектную деятельность, посредством организации сюжетно-ролевых игр. Во II младшей группе разворачиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей. Дети младшего дошкольного возраста с большим интересом относятся к взрослому человеку. Они присматриваются к действиям мамы, папы, няни в детском саду, стараются подражать им в играх.
Воспитатель учит малышей заботиться о маме, бабушке, помогать им, замечать их настроение. При этом он обращает внимание детей на то, как взрослые заботятся о них, как они трудятся дома, чтобы малышу было хорошо.
В младшей группе специальных занятий по воспитанию отношения к человеку – труженику не проводятся. Эта задача решается в повседневной жизни: наблюдениях за трудом взрослых, на занятиях по изобразительной деятельности, при чтении произведений художественной литературы, рассматривании картин и иллюстраций к книгам.
Так, при организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приёмы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку – труженику. Приё мы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения и т. д.
В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, воспитатель).
В средней группе разрабатывается несколько новых тем: «О том, как трудятся наши мамы и папы», «Кто работает в деревне», «О труде людей транспортных профессий», «О труде строителей». Воспитатель рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости.
Большую роль в ознакомлении детей с трудом взрослых, в воспитании эмоционально – положительного отношения к трудящемуся человеку играет искусство и литература. В средней группе можно использовать те литературные произведения: стихи и рассказы, с которыми дети познакомились раньше, например: «А что у вас?» С. Михалкова, «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинского, «Мамина работа» Е. Пермяка, «Пожар» С. Маршака.
Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсии к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.
Дошкольники среднего возраста уже должны уметь охарактеризовать профессию : например врача как человека смелого, готового прийти на помощь, добросовестно относящегося к своему делу, проявляющего заботу о других людях.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актёра, врача, шофёра, моряка, лётчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания Правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы,
играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
И, наконец, дошкольники седьмого года жизни, продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолёте летают пилоты; на корабле есть капитан, штурман, матрос и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры. Дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными в ходе реализации проектов.
В рамках взаимодействия с родителями в группах нужно практиковать оформление и постоянное обновление информационного блока «Профессии моих родителей», которые учат наших воспитанников гордиться профессией родителей; совместное пополнение атрибутов для организации сюжетно — ролевых и театрализованных игр с профориентационной тематикой; собрания видеоматериалов: «Профессии», «Предприятия нашего города».
Вопросы ранней профориентации могут рассматриваться на родительских собраниях, в папках – передвижках для родителей, например «Что рассказывать детям о профессиях»; выставках детских работ по изо деятельности: «Моя любимая профессия», «Профессии моих родителей», «Ремесла на Руси».
Необходимо проводить экскурсии в социальные учреждения и предприятия, где трудятся мамы и папы (опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии).
Очень важно выстраивание рефлексивной деятельности (изобразительной, речевой, игровой, направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления с профессиями в таких видах детской активности, как сюжетное рисование после проведенных наблюдений, экскурсий; конструирование, лепка, аппликация орудий труда, инструментов, оборудования; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр; составление рассказов из опыта, выстраивание макетов предприятий после серии экскурсий, конкурсы рисунков и фотографий; КВН с детьми и родителями «Моя будущая профессия» и т. д.
Одним из таких мероприятий может стать «Встреча с интересными людьми» из цикла «Профессия моих родителей». Во время которой родитель расскажет детям о своей профессии. Покажет, какими инструментами пользуется. Ребята узнают о профессии из первых уст.
Еще одним приемом для детального ознакомления с профессиями в дошкольном возрасте, является мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и очень важно научить ребенка перекодировать информацию из символов в образы. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью при составлении рассказа о профессии родителей.
Итак, мы познакомились с разными формами ознакомления детей с профессиями и трудом взрослых. Они разнообразны. Это могут быть проекты, сюжетно-ролевые игры, экскурсии к месту работы взрослых, встречи и беседы, приглашение взрослого в детский сад, оформление папок-передвижек, родительские собрания, чтение и последующий разбор художественных произведений, изобразительная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых и т. д. Такие формы работы помогают формировать у дошкольников правильные представления о человеке труда, который является примером для подражания.