Наталья Ливинова
Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство коммуникации»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература как средство коммуникации
В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек, дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. У детей снижается интерес к чтению.
В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи, мышления. Расширяет их представления об окружающем мире, помогает ребенку познавать жизнь, воспитывает духовно и нравственно. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает в них гуманные чувства-способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости. Ребенок очень сложно воспринимает литературное произведение. Он опирается на собственный жизненный и эмоциональный опыт. Поэтому взрослый должен раскрыть замысел произведения, заразить детей эмоциональным отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам, то есть передать свое отношение к героям и действующим лицам.
Публикация «Консультация для воспитателей „Художественная литература как средство коммуникации“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Мы разработали план мероприятий, основная цель которого формирование коммуникативной культуры дошкольников через приобщение к художественной литературе.
Основные задачи: повышение интереса детей к художественной литературе, развитие речи детей, повышение компетентности членов семьи в вопросах художественного чтения детям.
Наша работа началась с подбора и разработки анкет для родителей: «Книга в жизни ребенка», памятки «Приобщение к чтению», «Какие книги необходимы детям».
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе создали предметно – развивающую среду в группах в виде книжного уголка, туда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, поэтов, книги по временам года, загадки. В книжном уголке дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать журналы, альбомы.
В театральном уголке обновили разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрали и систематизировали дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Путешествие", "Кто и где спрятался", совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит?", "Слушаем звуки улицы", развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", " Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", и др.) .
Создали копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки) ;
Оформили наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей", и др., альбом с иллюстрациями к сказкам.
В целях большего воспитательного воздействия мы старались выбрать для чтения и бесед книги, связанные с опытом детей, с их переживаниями, с конкретной жизненной обстановкой. Это небольшие рассказы, стихи реалистического содержания – рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Осеевой; стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. И. Чуковского, С. Есенина. Их краткость и простота дают возможность детям легко усвоить нравственные нормы.
Работа с детьми включала проведение бесед: «Какие ты любишь книги?», «Расскажи о своих любимых сказках», рассматривание иллюстраций в книгах и т. д.
В продуктивной деятельности рисовали и лепили героев сказок.
Оформили выставку детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. В их оформлении принимали участие дети и их родители.
Результаты анкетирования показали, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (93%, стихи (36%, классическую детскую литературу (7%, энциклопедии (7%, а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание.
Поэтому мы сделали вывод, что родителей необходимо:
- познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;
- научить правильно подбирать художественную литературу;
- порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.
Подготовили и провели консультации для родителей :
1. Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника.
2. Приобщение дошкольника к художественной литературе.
3. Что и как читать детям.
4. Учим стихи – развиваем память.
Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.)
Разместили в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению.
Нами была создана семейная библиотека, цель которой привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги.
Мы стараемся помочь родителям грамотно и интересно организовать жизнь детей дома, расширить круг совместных интересов.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.
Подводя итог, можно отметить:
1. Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе,
2. Развитие познавательных интересов детей,
3. Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.
4. Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.
5. Бережное отношение детей к книге.
6. Повышение читательской культуры в семьях воспитанников.