Фаттахова Наталья
Проект «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Фаттахова Наталья Анатольевна, воспитатель
Наименование проекта : «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Составитель проекта Воспитатель Фаттахова Наталья Анатольевна
Публикация «Проект „Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Срок реализации проекта : сентябрь 2017 – май 2018гг.
Исполнители проекта Воспитатель Фаттахова Наталья Анатольевна,
воспитанники, родители и педагоги.
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
•Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
•Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
•Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
• Создание речевой развивающей среды;
• Работа с детьми; работа с родителями.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы ребё нок должен уметь:
1. Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи)
2. Запоминать считалки, скороговорки, загадки;
3. Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
4. Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.
5. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
6. Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;
7. Воспроизводить содержание произведения;
8. Читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм;
9. Передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т. д.).
10. С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.
План работы
Сентябрь
1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой» 2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома» 3. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг».
Октябрь
1. Беседа на тему: «Бережное хранение книг»
2. Чтение сказок: Русские народные «Три медведя», «Волк и семеро козлят»
3. Аппликация на тему «Колобок»
Ноябрь
1. Памятка для родителей «Воспитывайте будущего читателя»
2. Инсценировка сказки «Репка»
3. Знакомство с писателем М. Горьким и его сказкой «Воробьишко»
Декабрь
1. Знакомство со сказочником Г. Х. Андерсенем и его сказкой «Дюймовочка»
2. Просмотр мультфильма «Дюймовочка»
3. Выучить стихотворение Э. Успенского «Берегите игрушки»
3. Январь
1. Нетрадиционное рисование методом тычка «Косолапый, лохматый
мишка»
2. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского (подбор литературы, иллюстраций).
3. Дидактические игры по сказкам.
Февраль
1. Консультация для родителей: «Что и как читать ребенку дома».
2. Участие в конкурсе чтецов стихотворений.
3. Изготовление настольной игры для детей «Любимые сказки».
Март
1. Знакомство с творчеством К. Чуковского.
2. Викторина «Путешествие по сказкам».
3. Открытое занятие для педагогов «В гостях у сказки».
Апрель
1. Рекомендация для родителей «Советуем прочитать детям».
2. Проведение конкурса совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой».
3. Игра «Книжкина больница».
Май
1. Изготовление родителями «Книжек-малышек».
2. Интегрированное занятие «День рождение Айболита».
3. Отчет-презентация по проекту «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста».